Вопрос №8. К концу средневековья позиции церкви в Европе начинают ослабевать
К концу средневековья позиции церкви в Европе начинают ослабевать. Светская власть всё больше теснит власть религиозную. Это происходит в силу ряда причин. Развиваются и укрепляются ремёсла, возникают мануфактуры с чертами разделения труда, появляются серьёзные технические изобретения (печатный станок, доменный металлургический процесс, ветряные и водяные двигатели), активизируется торговля, растут города. Начиная с XII в. появляются первые университеты, нарастает престиж научного знания. Феодальные отношения, господствовавшие на континенте в течение столетий, начинают превращаться в тормоз общественного прогресса. В духовной сфере намечается возврат к греческим ценностям. Появляются совершенно новые понятия, каких не было прежде: "личность", "инженер" (изобретательный), "студент" (жаждущий знаний). Начинается бурный расцвет искусств, прежде всего в Италии и в Испании. Всё это сопровождалось нарастающей критикой религиозного мировоззрения. Изменилось и направление философских исследований, которые начали выходить из монашеских келий. Бурно развивается натурфилософия (философия природы); создаются философские системы, авторов которых интересует уже не просто возрождение того или иного античного учения, а самостоятельное исследование природы, основанное на познании её собственных законов. Джордано Бруно, позже казнённый инквизицией за свои еретические взгляды и требование передать государству церковные земли, разрабатывает, опираясь на идеи Коперника, теорию множественности миров. Галилео Галилей в своих натурфилософских сочинениях развивает новую картину мира, исследует механическую форму движения тел. Философия Ренессанса уделяет внимание и социально-политическим учениям. Она приобретает черты антропоцентризма (антропос — человек): в центре внимания философов — личность, её интересы и развитие, её творческий потенциал. Философы подвергают критике существующие общественные порядки и социальную несправедливость. Томас Мор и Томмазо Кампанелла в своих произведениях "Утопия" и "Город Солнца" рисуют идеальные общественные устройства, лишённые частной собственности, деспотической силы государства, разделения на бедных и богатых. В это же время Макиавелли, ставший в последующем знаменитым как "теоретик власти", провозглашает в своей работе "Государь" идеал политического вождя. Насилие, вероломство, жестокость — вот арсенал последнего. Нравственно всё, что способствует укреплению власти; где начинается политика, там кончается совесть; цель оправдывает средства — эти и подобные им принципы сделали эту небольшую по объёму книжку настольной книгой многих диктаторов.
|