Соотношение житейской и научной психологии
Объект житейской психологии – конкретные люди Объект научной психологии – обобщенное представление о живых существах. 1. Уровень обобщения знаний: житейские психологические знания ситуативные (пр/р: различное поведение в различных ситуациях).Научная психология стремится к обобщениям, отражаются в понятиях, где указываются существенные и постоянные свойства фактов 2. Житейские знания носят интуитивный характер, а научные - рациональны и вполне осознанны. 3. Способы передачи знания - в житейских знаниях – знания не систематизированы, на своих ошибках, в научных - накопление и передача. 4. Способ получения знаний - в житейских – наблюдения, самонаблюдения и размышления, в научных – знания упорядочены в научных теориях + эксперимент. 5. Индивид ограничен только своими знаниями, а наука им. больший объем. 6. житейская Ψ –только описывает факты, научная – может дать прогноз развитию явления. Взаимосвязь научной и житейской психологии - активно проникают друг в друга (ЖП отстает от НП на 100 лет, но является ее основанием, фундаментом); - практический психолог = житейский (совпадают в одном лице) Каждая наука имеет свой предмет и объект изучения. Объект – это то, что подлежит изучению. Объект психологии – живые существа, имеющие психику, в том числе – человек. Предмет – это то, что изучается в объекте, тот круг вопросов. На который стремится ответить данная наука при помощи своих методов. Предмет психологии- меняется в ходе исторического развития, это связано со сложностью исследования психики и нахождение адекватных методов исследования. В наст. время предметом психологии является – изучение поведения и внутренних психических процессов, а также практическое применение полученных данных. Предметом отечественной психологии является психика, законы ее становления, изменения и развития. Психика – это свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в способности отражать окружающий мир и обеспечивающее построение образа мира для регуляции человеком своего поведения. I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности. Одним из первых направлений был анимизм, который рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология в период античности была особенно развита). Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль поведения и отношение к внешнему миру.Следующим направлением стало объяснение психики, исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Ψ – как учение о душе с 4 в. до н.э. до 17 в. н.э. Философы древности объясняли психику исходя из четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь, воздух., а душа, как и все на свете, состояла из этих начал. (Демокрит – все в мире состоит из атомов; Аристотель – материальные носители души - атомы, самые мелкие, подвижные; Платон – у человека две души: смертная и бессмертная, существуют вечные идеи, а мир слабое отражение этих идей, в процессе жизни душа вспоминает бессмертные идеи). Душа – это тонкий невещественный образ, который составляет причину мысли и жизни в существе, который она одушевляет. Душа служила объяснительным принципам, как психических процессов, так и функционирование живого тела. Учение о душе в раннем средневековье стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло к религии. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. В эпоху Возрождения естественнонаучные, медицинские, биологические науки, искусство, так или иначе, затрагивали науку о душе. Основываясь на механистической картине мира, многие проявления психики стали трактовать с позиции биомеханики, рефлекса, но не касались внутренних проявлений психики. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Развивается новое философское – дуалистическое(два начала –материя и дух). Изучить душу рационально нельзя, т.к. ее нельзя увидеть и описать. Поэтому нужно наблюдать сознание, разум; способность человека чувствовать, желать, думать, отдавать себе отчет в своих мыслях и переживаниях. По мнению Декарта сознание- непосредственная представленность нашего опыта самому человеку. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Появляется специальный метод в Ψ – интроспекция - взглядывание внутрь. III этап – психология как наука о поведении. Возникает вторая половина IX –нач XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты(новый метод)и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). Предмет – сознание. Изучается непосредственный опыт. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
|