Студопедия — Исследования зрительного восприятия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исследования зрительного восприятия






Зрительное поле делится на фигуру и фон. В качестве первичного в восприятии выступает целое. Ощущение не элемент, единицей считается зрительный образ, фигура на фоне.(Фон- целое, фигура –зрительный образ на фоне). Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.).

Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы.

Образование гештальта зависит от ряда факторов:

1. фактор близости – объедин-ся в одну целостную структуру, стимулы, котор расп-ны ближе друг к другу

2. фактор сходства –стимулы объединяются по сходству

3. фактор дополнения до целого – если фигура не закончена, мы стремимся видеть ее как целое- закон амплификации

4. фактор хорошего продолжения- стремление воспринимать наиболее простые и напрашивающиеся конфигурации

5. фактор общей судьбы – множество эл-тов движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории – воспринимаются целостно как единый движущийся объект.

В основе всех факторов лежит закон прегнантности –(«хорошей формы»). Тенденция воспринимаемого образа принимает законченную, простую,упорядоченную форму, т е перцептивное поле стремится структурироваться простым, экономным и симметричным образом.

Свойства фигуры и фона:

1. фигура выглядит интенсивнее, чем фон

2. контур воспринимается как принадлежащий фигуре

3. фигура кажется феноменально ближе (и больше), чем фон, а фон непрерывно простирается за фигурой.

Законы восприятия:

1. Закон фигуры и фона (Рубин) (фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон);

2. Закон прегнантности (тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначной стимульной конфигурации к “хорошей фигуре”, к упрощению восприятия;

3. Закон дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое).

Эта феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. Структуры являются непосредственным отражением в сознании физиологическим процессом в мозгу, возникающим в результате внешних воздействий, которые в виде афферентных импульсов достигают кортикальных полей. Физиологические закономерности объяснялись физическими законами электромагнитного поля.

Опыты Келера с курами. Светлая и темная полоски + зерно. Предъявлялись зерна на светло-сером и на темно-сером листе бумаги. На первом можно было клевать, на втором – зерна были приклеены. Постепенно методом проб и ошибок курица выработала положительную реакцию на светло-серый лист. Она безошибочно подходила к светло-серому листу и клевала зерна. Когда реакция упрочилась, то критический опыт: предъявлялись светло-серый и белый листы. Поведение курицы: положительная реакция на белый лист и отрицательная на светло-серый. Вывод: дрессировка курицы была выработана не на абсолютную темноту или светлость тона, а на относительную. Еще критический опыт с черным и темно-серым листами. Реакция аналогичная (ориентировка на относительную светлоту). Все это с совершенной ясностью и убедительностью показывает, что курица реагирует на предложенную ей ситуацию как на единое целое: реакция на более светлый тон. Т.е. структура зрительного восприятия курицы как целого определяет свойства составляющих его элементов. Отсюда вывод, что структуры являются первичными примитивными актами. Целое – не высшее, как считалось раньше; структурное не есть результат интеллекта, творческого синтеза и т.п.

Вертгеймер: мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым, в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры.

Условия переструктурирования ситуации – умение отказаться от привычных сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения – инсайта.

К.Левин:

Основание человеческой активности в любой ее форме (поступок, мышление, память) является намерение – потребность. Потребность – некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель.квазипотребности образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями направляют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения, которая стремится к разрядке. Разрядка и тогда удовлетворение потребности.

Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по свои м физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к личности субъекта (положительная и отрицательная валентность).

Единство личности и среды – жизненное пространство, которое обладает свойствами – уровень реальности, временная перспектива. В понимание жизненного пространства Левин включал ожидания, представления о будущем (идеальный план) и прошлом, но в связи с тем как они представлены в настоящем. отсюда проблема целеобразования и целенаправленного поведения.

Основные положения гештальттеории:

Идея целостности образа;

Идея изоморфизма (существуют подобия психологических процессов нервным (материальным) процессам;

Идея имманентной динамики гештальта (фигура – фон). В картине мира, которая сложилась у нас могут происходить изменения;

Господство «хорошей фигуры» (замкнуты, симметричны, сбалансированы);

Идея ассимиляции и контраста (восприятие отдельного человека, ассимилируея его с группой (стереотипы);

Принцип структурности.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 726. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия