Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
I. Одним из ключевых вопросов социального знания является вопрос о «природе человека», т. е. определенных постоянных качеств любой человеческой личности. 1. Понятие. Природа человека - совокупность передаваемых по наследству биологических и социальных черт человека. 2. характер природы человека. - она бинарна - двойственна. А. Биологические начала – те признаки, что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животными. Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: кровеносная, мышечная, нервная и другие системы
Б. Социальные начала – те признаки, которые отличают человека от любого животного, что дало ему взаимодействие с другими людьми. Человек как существо социальное неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание разума, свободе и ответственности. 3. Сущность природы Ч. Т.о. человек – биосоциальное существо. Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность генетически обусловленных свойств, результатом развития которых является биологическая зрелость человека. Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, потому что именно в процессе взаимодействия с обществом индивид приобретает определенные свойства, качества, т. е. социализируется. В то же время и личностью и субъектом деятельности человек может стать только при наличии определенных природных качеств.
«Осознание двойственности своей природы — фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины... Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать — эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врожденной агрессивности или, наоборот, солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. 4.. Черты сходства человека с другими живыми существами. А). существует как биологическое тело: дышит, употребляет продукты питания, существует в опред. природной среде. Б). Ч. как и животным свойственны инстинкты, физиологические потребности. В). у Ч. существует биологически запрограммированная схема поведения как спецефического биологического вида, кот. существует вне зависимости от общества. Г). как и всё живое Ч. рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает.
|