Проблема личности в зарубежной психологии (З. Фрейд, К. Хорни, В. Франкл, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Роджерс)
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. З. Фрейд: психодинамическая теория личности В психодинамическом подходе к изучению поведения человека считается, что неосознавемые психологические конфликты контролируют поведение человека.Фрейд выделил три уровня сознания – сознание, предсознательное и бессознательное – с целью описания степени доступності психических процес сов осознаванию, Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своїй природе является инстинктивым и отделено от реальності).Втеории Фрейда Л. включает в себя три структурних компонента: ид, эго и суперэго. Ид, представляющее собой инстинктивное ядро Л., является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуджений. Эго представляет собой рациональную часть Л. и руководствуется принципом реальности. Его задачею является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает опираясь на силу логического мышления, которое Фрейд назвал называл вторичным процессом представления. Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Это последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Суперэго состоит из двух структур – совести и эго-идеала. Совесть приобретается посредством родительских наказаний и включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, корда он не сделал того, что должен был сделать. Эго-идеал – это поощрительный аспект суперэго. Он формируется из того, что родители одобряют или високо ценят, он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов, И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Суперэго считается полностью сформировавшимся, корда родительский контроль заменяется самоконтролем. Теорія мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: інстинкт жизни (Эрос) и інстинкт смерти (Тонатос). Инстинкты жизни включают все силы, служащие цели поддержания жизненно важних процес сов и обеспечивающие размножение вида. Инстинкты смерти лежат в основе всех проявлений жест окости, агрессии, самоубивств и убивств. Фрейд пола гал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинаміки, согласно котрому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Інстинкт имеет 4 основные параметра: источник, цель, объект и стимул. Источник – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активності. Смещенная активность имеет место тогда, корда по каким-либо причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. Фрейд ситал, что многие соціально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агресивного. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, др. Предметы, др.. деятельность, вместо тех., которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватываяч ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через 4 основные стадии: оральную (0-18мес.), анальную (1,5-3 года), фаллическую (3-6 лет), латентную (6-12 лет), генитальную (пубертат (половое созревание)). Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процес се психосексуального развития неразрешенные конфликты приводять к фиксации и образованию определенных типов характера. Так, взрослые с фиксацией на анально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и непреодолими аккуратными. Индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Основные принципы его системы: -индивидуум как самосогласующаяся целостность, -человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству (жизнь как непрерывное движение в направлении роста и развития; цели, которые люди ставят перед собой, а также пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни), - индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность (наличие у человека творческой силы, свободной, осознанной активности, влияющей на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию, мечты), а также -социальная принадлежность индивидуума (поведение человека происходит в социальном контексте и у каждого есть социальный интерес – врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества). Главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать единство между мозгом и телом в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой собственный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни личности наиболее ярко проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба,любовь. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам. Адлер различал 4 основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: -управляющий, -получающий, -избегающий, -социально-полезный. Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок, последний ребенок в семье. Последним конструктом, на который делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес – внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С т. з. Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья. Аналитическая психология К. Г. Юнга. В теории личности Юнга большое значение придается противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости. В отличии от Фрейда Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума. Три взаимодействующие структуры в личности по Юнгу: -эго, -личное бессознательное, -коллективное бессознательное. Эго- центр сферы сознания. В нем представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей, чувств, называемых комплексами. Коллективное бессознательное – состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами – врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Наиболее значительными архетипами в юнговской теории являются: -персона (означает роли, которые люди выполняют в соответствии с соц. Требованиями со стороны окружающих; «публичное лицо» человека, которое видят окружающие), -тень (подавленная темная, животная сторона личности человека), -анима (феминные качества мужчины), -анимус (маскулинные качества женщины), -самость (становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуации). Символом архетипа самости является мандала (символическое выражение целостности «Я», также имеет название «магические круги». В понимании Юнга развитие самости – это главная цель человеческой жизни. Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Выделил четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция. Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении всей всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь помогает индивидууму достичь самореализации. Эрих Фромм: гуманистическая теория личности. Фромм, продолжив постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уделял особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть меежду свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека. Преодолевая чувство одиночества, люди отказываются от свободы и подавляют собственную индивидуальность, т. е. бегут от свободы. Бегство от свободы осуществляется посредством авторитаризма, деструктивности (преодоление чувства неполноценности, уничтожая и покоряя других), конформности автомата. В противовес механизмам бегства от свободы, существует опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности. Люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с др. людьми и обществом. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни (спонтанную активность мы можем наблюдать у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. Фромм считал, что любовь и труд – ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности. Фромм описал пять экзистенциальных потребностией, присущих именно человеку. Они базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: -потребность в установлении связей, -п. в преодолении, -п. в корнях, -п. в идентичности, -п. в системе взглядов и в преданности.Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы характера – рецептивный (источник всего хорошего в жизни вне их самих, зависимы, пассивны, доверчивы, но, если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными),- эксплуатирующий (берут все, что им нужно силой и изобретательностью, агрессивны, надменны,самонадеянны, эгоцентричны, склонны к соблазнению,уверенны в себе, импульсивны), накапливающий (обладание как можно большим количеством материальных благ, напоминает анально-удерживающую личность по Фрейду, предусмотрительны, лояльны, сдержанны), - рыночный (личность оценивается как товар, который можно продать или обменять,»Я такой, каким вы хотите меня видеть»). Продуктивный характер представляет собой цель развития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд. Карен Хорни: социокультурная теория личности. Отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителем являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь ведет к базальной тревоге. Базальная тревога – ощущение беспомощности во враждебном мире – является основой невроза. Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базовой тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность, В последствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей», «к людям». Сточки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Все эти три стратегии находятся в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда,как у невротика. Здоровому человеку присуща гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису, она преложила версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщине из-за способности последних рожать и кормить детей. Она считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. Уделяла большое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности женщины. Теория Хорни целиком основана на клинических наблюдениях. ЕЕ объяснение неврозов как проявление нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Научающе-бихевиоральный подход к личности, поддержанный Б. Ф. Скиннером, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом. Скиннер утверждал, что поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Он катеорически отвергал идею о внутренних «автономных» факторах в качестве причины дейтвий человека и пренебрегал физиологогенетическим обяснением поведения.Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повторяться, в то время как опреантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. Подкрепление – ключевая концепция системы Скиннера. Основные принципы теории научения оказали большое влияние на психологию и теорию личности. В последние десятилетия начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Так возникло социально-когнитивное направление, представителями которого являются Альберт Бандура и Джулиан Роттер. Бандура описывает психологическое функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. В соответствии с этой концепцией поведения, люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. Напротив, большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов, относящихся к окружению, - динамическому процессу, где когнитивные компоненты играют центральную роль в организации и регулировании деятельности человека. Основная теоретическая концепция Бандуры – моделирование или научение через наблюдение, которое регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами – процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации. Саморегулирование, или то, как люди регулируют свое поведение, также является важной чертой социально-когнитивной теории. В саморегуляции важное значение придается основным процессам самонаблюдения, суждениям и самооценке. В последние годы Бандура расширил свою точку зрения на социально-когнитивную теорию, включив в нее когнитивный механизм самоэффективности для объяснения некоторых аспектов психосоциального функционирования. Концепция самэффективности относится к осознанию человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Самоэффективность приобретается из 4 основных источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем. Теория социального научения Роттера подчеркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения в контексте социальных ситуаций. Роттер выделяет 4 важные переменные: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическая ситуация. Роттер использует общую формулу для прогноза поведения в каждодневных ситуациях, с которыми сталкивается человек. Эта формула показывает, что потенциал потребности есть функция от свободы деятельности и ценности потребности. Концепции потребности, потенциала потребности, ценности потребности, свободы деятельности позволяют более точно прогнозировать реальное поведение в жизни Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу. Будучи основным направлением гуманистической психологии, теория Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Вот иерархия потребностей по Маслоу в порядке их доминирования или необходимости: 1) физиологические, 2) безопасность и защита, 3) принадлежность и любовь, 4) самоуважение, 5) самоактуализация. Масллоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные моивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивы роста (метамотивация) нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Метапотребности: истина, красота, справедливость. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Карл Роджерс: феноменологическая теория личности. Феноменологическое направление в теории личноти подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологический подход также подразумевает, что люди способны строить свою судьбу и что они, по сути, являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися. Роджерс хорошо известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости. В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства – тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала. По Роджерсу, люди стремятся к тем переживаниям, к-рые воспринимаются как Я-интенсифицирующее, и избегают тех переживаний, которые воспринимаются как Я-отрицающие. Роджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека, где центральное место занимает Я-концепция. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание (уважение и принятие другого. Независимо от того ведет ли себя человек в соответствии с ожиданиями того, кто демонстрирует принятие. Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии с их Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между Я-конц и общим организмическим переживанием, стремится защитить целостность Я с помощью искажения или отрицания восприятия. В качестве образца психического здоровья описываются люди, к-рые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя (пОлноценно функционирующие). Виктор Эмиль Франкл: концепция логотерапии. Согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими поступками. Роль смысла выполняют ценности – смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл описывает 3 класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: -ценности творчества (труд), -ценности переживания (любовь), -ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных ситуациях, которые невозможно изменить. Осуществляя смысл, человек осуществляет себя; самоактуализация – это лишь побочный продукт осуществления смысла. Совесть – орган, который помогает человеку определить, какой из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, является для него истинным. Выделял три онтологических измерения (уровня существования) человека: биологическое,Психолическое, духовное. Воплощением самодетерминации человека выступает способности: к самотранстенденции, направленности вовне себя; к самоотстранению; к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Свобода воли неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол.
|