Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия эпохи эллинизма (киники, стоики, эпикурейцы)





Киники

Основателем философии киников был Антисфен (ок. 446 ‒ 366 до н.э.). Антисфен отстаивал воззрение о том, что существует лишь то, что можно воспринимать чувствами. Поэтому реально существует лишь единичное, лишь отдельные вещи. Антисфен отвергает и идеалистическую интерпретацию души как вечную, бессмертную и противоположную смертному телу. Он характеризует ее как материальную и в определенном смысле аналогичную телу, которое ее содержит.

В центре интересов Антисфена, как и всей остальной кинической философии, находятся этические проблемы. Вершиной добродетели он считает автаркию ‒ автономию нравственной личности. Киники отвергали потребительскую жизнь, презирали почести. Согласно их этическому учению, естественные потребности людей нужно удовлетворять, однако неправильно в процессе удовлетворения этих потребностей стремиться к наслаждению.

Наиболее известным пропагандистом кинической этики был Диоген из Синопа (ок. 404 ‒ 323 до н.э.), известный своей скромной, непритязательной жизнью. Идеал простой жизни киники весьма тесно связывали с возвратом к природе. Естественное удовлетворение природных потребностей, устранение всех искусственных препятствий и достижение автаркии являются главным смыслом кинической этики. Высшим нравственным идеалом киников, которого можно достичь путем подавления страстей и ограничения до минимума потребностей, является полная апатия ‒ безразличие к миру, обществу, почестям и всем прочим ценностям.

Стоицизм

Основателем стоицизма был Зенон из Китиона (ок. 333 – 262 до н.э.). Свое название это философское направление получило от названия места, где собирались ученики Зенона. Это была Стоя – пóртик в Афинах (портик – крытая коллонада храма).

Мир («космос») находится в бесконечном пространстве и является разумным живым существом, которое организует все свои части в целесообразно устроенное целое. В мире существуют два начала – активное и пассивное, «действующее» и «претерпевающее». Действующее начало – это Логос, или Бог. Претерпевающее начало – это бескачественная сущность, материя. Оба начала телесны и не имеют формы.

Действующее начало представляет собой тончайшую материю, всюду распространенную и все наполняющую. Стоики называли ее «пневмой».

По истечении определенного периода времени наступает «мировой пожар», и все вещи вновь обращаются в огонь. Затем возникает новый мир, после чего следует новый «мировой пожар». Так следует друг за другом бесконечное число мировых циклов.

Все в мире предопределено.

Страсти следует не только смирять, но и искоренять, т.е. стремиться к освобождению от страстей, к «бесстрастию» ‒ «апатии». Стоики проповедовали космополитизм – учение об универсальном мировом гражданстве, равенстве и братстве всех людей как детей единого Бога, или природы.

Эпикур Афинский (341 – 271 до н.э.)

Цель философии – достижение счастья, т.е. полного отсутствия страданий. Философия состоит из трех частей: этики, физики и каноники. Этика – главная из частей. Она представляет собой учение об условиях достижения счастья и о том, что ему препятствует. Обоснованием этики служит физика – учение о природных началах (атомах) и строении мироздания. Обоснованием физики служит каноника – знание критерия истины и правил ее постижения.

Эпикур признавал существование Богов, которые не влияют на жизнь Вселенной и человека, живут незаметно.

Атомы движутся в пустоте с одинаковой скоростью прямолинейно, т.е. сверху вниз. Но они способны на спонтанное (случайное) отклонение от прямолинейного движения, в результате чего их траектории пересекаются, образуются вещи, взаимосвязи между вещами и само мироздание. Поскольку такое отклонение случайно, возможна свобода в движении атомов, а значит и в поведении людей.

Началом и концом счастливой жизни является наслаждение. Эпикур сводил наслаждение к отсутствию страданий. Цель жизни заключается в состоянии полной свободы от телесных страданий и душевных тревог, т.е. в душевной невозмутимости и безмятежности ‒ атараксии.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1143. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия