Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 9. Учение Гегеля о свободе





В решении проблемы свободы и необходимости Гегель исходит из того, что человеческая свобода имеет своим основанием необходимость, а необходимость сопряжена с разумом, который есть творческое начало и сила в концепции Гегеля. Этот разум или дух можно называть абсолютом или мировым духом. Дух свободен, потому что ничто не может ограничить его свободы, так как он бесконечен и содержит в себе всю истину и суть, ибо в мире нет ничего, кроме него самого и его продуктов. И тем более свобода объявляется Гегелем субстанцией духа.

Природу духа можно выяснить путем его противопостовления с его противоположностью – материей. Как субстанцией материи является тяжесть, так субстанция духа – свобода. Все свойства духа существует благодаря свободе.

Дух свободен в 2х смыслах:

- в отрицательном. Свободен потому что ничем не ограничен.

- в положительном. Дух есть творчество, созидание, деятельность.

Разум является как субстанцией, так и бесконечной мощью. Деятельность разума может заключаться в самопознании, так как кроме разума ничего нет. Разум это познание, развивающее сам разум. Деятельность разума – деятельность, обращенная на самого себя, самопознание и саморазвитие.

Разум есть бесконечное содержание. Чем больше развит разум, тем больше перспектив для познания самого себя.

Разум не настолько бессилен, чтобы ограничиваться идеалом и существовать в недействительности неведомо где в головах других людей. Разум это сама реальность. Дух занимается самопознанием, познает свою сущность – свободу. Дух изначально знает свою свободу в отрицательном смысле, а чтобы познать в положительном, необходимо развернуть себя, сравнить с чем-либо.

«Я свободен, когда я есть у самого себя» - то есть свободен тогда, когда знает себя. В сознании следует разделять «я знаю» и «что я знаю». Отношение духа к свободе двояко – с одной стороны свобода это условие для самопознания духа, с другой, осуществляя процесс самопознания, дух обретает свободу.

Воплощенный во всемирной истории разум, выступает как мировой разум; в качестве творца истории он выступает как мировой дух, и, поскольку история необходимо обнаруживает деятельность духа, то ход истории разумен. "Разум в мире" и "разумность истории" обозначают признание объективной закономерности в истории. Разумность и закономерность у Гегеля в большинстве случаев тождественны. Разум – это и историческая необходимость, вечный поток исторического процесса развития. Все созидаемое этим процессом действительно и разумно, потому что необходимо; как только оно перестало быть необходимым, оно становится недействительным и неразумным. Таким образом, разум в истории для Гегеля – это признание закономерного, необходимого, целесообразного характера исторического развития. На основании всего сказанного можно сделать вывод о том, что свободная деятельность сопряжена у Гегеля с исторически разумными – и в этом смысле действительными и необходимыми – результатами.

Коль скоро всемирная история представляет процесс обнаружения духа, то история как реальность представляет собой развитие свободы в самой общественной практике, а история как форма исторического сознания – приложение принципа свободы к людским делам.

Особый акцент в реализации свободы Гегель делает на роли государства. "Государство само по себе, – пишет он, – есть нравственное целое, осуществление свободы, осуществление же свободы есть абсолютная цель разума". Здесь существенно то, что государство как исторически ставший и развивающийся институт, в рамках и посредством которого индивид реализует свою свободу, позволяет понять свободу не как атрибут атомизированной личности, а как качество социума, и не как природный дар, которым человек наделен по факту своего рождения, а как исторический продукт, как историческое достижение и стремление. Осуществленная свобода человека начинается с гражданского состояния, которое было бы не верно рассматривать как ограничение свободы. Без государства свобода, по мнению Гегеля, остается лишь назначением, но не действительностью человеческого существования. Таким образом, по Гегелю человек обладает ценностью лишь поскольку он часть государства. Цель гражданского общества – образовать государство. Нужно знать, что государство есть осуществление свободы – конечной цели, оно существует для самого себя. Духовная ценность человека существует благодаря тому, что есть государство.

 

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 685. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия