Народные промыслы Урала и Предуралья
Наро́дные худо́жественные про́мыслы — одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий.Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах. Народные художественные промыслы - важный элемент культуры и быта населения. Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, ковроделие, резьба и роспись по дереву, художественное гончарство, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка металла, лаковая миниатюра и т.д. Челябинская область занимает достойное место в палитре народного искусства России. На южноуральской земле делают уникальные изделия златоустовской гравюры на стали, каслинское литье и уральская бронза славятся во всем мире. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов. Златоустовская гравюра на стали зародилась в 1816 - 1817 годах. Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия. Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы - различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширяется - появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики. Сегодня наряду с подарочным оружием на фабрике производят призы, декоративные сувениры, настенное панно, близкое по художественному решению к станковой живописи. Оренбургский пуховый платок Вязаные платки из козьего пуха – древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае еще 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые, как ладони матери. Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколение, согревая своим теплом и накопленной энергией предков. Русские мастерицы изготавливают три вида платков: шали, паутинки и палантины. Они разные по форме, плотности вязки, цвету и рисунку. Пуховые платки выполняют не только свое прямое назначение – утеплять и согревать, но и являются эксклюзивным украшением. Ажурные легкие шали, и белые паутинки станут украшением для любой женщины, подчеркнут ее изящество и тонкий вкус. Каслинское художественное литье Садовая мебель, решетки, надгробия, бытовые предметы, скульптуры из чугуна и бронзы, выполненные на Каслинском чугунолитейном заводе (Южный Урал), становятся произведением искусства. Традиции Каслинского литья – это сложные технологии формовки и отливки изделий, ручная чеканка, графическая четкость силуэта. Завод был построен в 18 веке, и с тех пор чугунолитейное производство является центром отливок высокохудожественных изделий. Ажурные решетки, плиты с орнаментом, барельефы и скульптуры, тарелки и подсвечники не уступают по качеству и художественной ценности лучшим мировым образцам. На заводе трудились известные скульпторы и художники, выпускники Петербургской Академии художеств. При их участии были разработаны и воплощены многие проекты, в т.ч. изготовление мемориальных досок с портретами, памятников, архитектурное литье для Московского метрополитена. Уральские расписные подносы стали изготовлять в начале XVIII в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. Яркая многокрасочная роспись надолго закрепилась в Нижнем Тагиле. На рубеже XVIII—XIX вв. в нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художников, создавшая новое направление росписи, которое приближало поднос к декоративной картине. Художественная обработка растительных материалов. Природные богатства – наличие различных пород деревьев – способствовали развитию в Челябинской области деревообрабатывающих ремёсел. Здесь заготавливали капо-корень, лыко, лубок, прут зелёный и очищенный, бересту, мочало. Деревообрабатывающие предприятия специализировались на производстве мебели, сельскохозяйственного инвентаря, телег, саней, лодок и домашней утвари – сундуков, посуды. Было развито бондарное ремесло. Изготовление изделий из бересты бло развито в Саткинском и Ашинском районах Челябинской области. Наличие липы на западных склонах Урала обусловило развитие ремёсел, связанных с её переработкой – производство лыковых заплечных кошелей, лукошек, лаптей. Во все времена плетение из ивового прута пользовалось большой популярностью. Из лозы мастера Увельского района плели корзины и мебель.
|