Какова роль наследственности и среды в психическом развитии человека ?
В науке обычно называются три основных фактора развития человека — социальная среда, наследственность и воспитание. Эти факторы характеризуются высоким уровнем обобщения, и их надо всегда иметь в виду. Прежде чем ребенок испытает на себе социальное воздействие, его развитие определяется таким фактором, как природные силы, т. е. родовыми общечеловеческим свойствами, унаследованными от родителей; среди них для психического развития важнейшим является жизненная энергия, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром и направленная на приспособление к среде обитания и жизнедеятельности, на удовлетворение различных естественных потребностей. Это происходит вначале в семье, затем в более широком социальном пространстве. Вторым фактором назовём фактор познавательной активности, удовлетворение которой обеспечивается вначале в семье или в дошкольном воспитательном учреждении, а затем в широкой и разветвленной системе воспитания и образования. И, наконец, третий фактор — социальная среда (широкая, в виде государственного и общественного устройства, с исторически сложившимися специфическими национальными особенностями и традициями народа, и узкая — коллективы, группы и другие мелкие временные или постоянные объединения людей). Взаимодействие указанных факторов по отношению к развивающемуся человеку состоит в следующем. Развитие человека как личности происходит за счет того, что психика благодаря потребностям, активности и развивающемуся сознанию отражает условия, обеспечивающие жизнь ребенка, приспосабливает организм и душевные свойства к действиям взрослых, к особенностям микросоциальной семейной среды, учитывающей природные особенности ребенка. Рассмотрение особенностей и характера становления личности в онтогенезе предполагает необходимость формирования четкой позиции в оценке социального и биологического в развитии человека. Фундаментальные открытия генетики вызвали оживление биологизаторских, социологизаторских и социобиологических концепций развития человека. Сторонники биологизаторских взглядов считают, что основные психические свойства человека генетически запрограммированы (даже механизмы мозга, участвующие в научении, генетически обусловлены). У Ж. Пиаже созревание ума выглядит как нечто биологическое; по А. Маслоу,. врожденны гуманные потребности человека. Наиболее жизнеспособным биологизаторское направление является в вопросах интеллектуального развития (коэффициент интеллекта генетически определен), в объяснении причин преступности «биологической предрасположенностью» («неоломброзианство»), в вопросах раскрытия сути развития способностей как процесса реализации генетической программы человека. Авторы социогенетических концепций считают, что отправным пунктом развития является не индивид, а процесс социального взаимодействия. По их мнению, результат личностного развития полностью зависит от среды. Сторонники теории двух факторов раскалывают индивида надвое — природные и чисто социальные составные. Они в противовес биогенетическим теориям явление преступности объясняют социально-биологическими причинами. Между тем новые данные отечественной психологии и нейропсихологии теоретически и экспериментально показывают, что: — человеческая психика не есть результат или прямое продолжение естественного развития элементарных форм поведения и психической жизни животных; — психические функции человека формируются прижизненно, путем усвоения им социального опыта, а сам процесс усвоения — это специфическая форма психического развития, свойственная лишь человеку. Сказанное относится не только к высшим психическим функциям, но и к таким простым, казалось бы, врожденным функциям, как тональный слух (доказано при опытном формировании в лабораторных условиях). Не может быть никаких природных программ поведения человека, хотя бы потому, что сама социальная жизнь постоянно меняется, зачастую быстрее смены поколений. Природное бытие человека очеловечено его социальной сущностью, становится живым элементом его социального бытия. Социальное не уничтожило, не устранило биологическое, оно «сняло» биологическое в человеке, включило его в новые системы связей и отношений, подчинив качественно новым законам социальной формы движения. Социальное движение обнаруживается в индивидуальном развитии человека. В понятие социального включаются условия жизнедеятельности человека в обществе, особенности общественных отношений, характер производства и социальных институтов, специфика системы воспитания, распространения информации и пр. Как генетическая наследственность подчиняется определенным биологическим закономерностям, так и социальное наследование имеет свои законы. Влияние биологических предпосылок в процессе личностного развития растущего человека становится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными, и число вариаций на каждом новом уровне опосредствования растет в геометрической прогрессии. По авторитетному утверждению Н. П. Дубинина, «психика человека не заложена в генах... никаких генов для духовного содержания человека не существует, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-исторической деятельности людей» (1980). Эта позиция всесторонне развивается в исследованиях отечественных ученых (П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова и др.), показавших, что ни состав, ни специфическое качество новообразований человека как личности не определяется «прирожденными механизмами». Опыт отечественной педагогики (А. С. Макаренко) доказывает, что никаких прирожденных трудных характеров нет, и включение дезадаптированных детей в социально-полезную деятельность изменяет их личностную направленность. Конечно, каждый человек обладает своеобразными, индивидуальными особенностями организма, в том числе нервной системы. Но эти унаследованные особенности, свойства организма, составляют не фактор, а непременное физиологическое основание, условие, но не причину развития человека как члена общества (П. Я. Гальперин). Чтобы воспользоваться богатствами, накопленными человечеством, каждое новое поколение должно овладеть ими, «присвоить» их, а для этого оно само должно осуществлять такую деятельность, которая адекватна воплощенной в ней деятельности предшествующих поколений. Эта деятельность в готовом виде индивиду не дана и в его телесной природе не заключена. Новорожденный ребенок выступает как индивид, обладающий лишь потенциальными (некоторые органические предпосылки, витальные потребности, способность к отражению) возможностями стать личностью. И только другие люди через деятельность, связывающую с ними ребенка, определяют его развитие как личности; нельзя упускать из виду активность ребенка как субъекта своей деятельности. Убедительный пример, что возникновение полноценной психики возможно лишь в процессе совместно-разделенной деятельности, вовлекающей ребенка в общение и практику, дают работы А. И. Мещерякова и др., посвященные воспитанию слепоглухих детей, которые без помощи воспитателя не поднимаются выше уровня животного существования.
|