Студопедия — Физиологические основы адаптации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Физиологические основы адаптации






Явление А. можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецепторов при продолжительной воздействии на него раздражителя. Так, известно. Что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, который находится в палочках сетчатки. В темноте же наоборот, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышении. Ч. Для других рецепторов связи с химическими изменениями в рецепторах и адаптацией не обнаружено. Поэтому считается, что адаптация связана с процессами в центральных отделах анализатора. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает охранительным торможением, снижающим Ч.. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях (явление последовательной взаимной индукции).

ü Контраст – это явление, при котором один раздражитель увеличивает или уменьшает чувствительность к другим действующим раздражителям. Виды контраста: одновременный, последовательный.

ü Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражителю. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого времени в виде положительного последовательного образа основан принцип кинематографа. Последовательный образ изменяется во времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Последовательные образы – это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу.

Пример: огонек от лампочки после выключения.

Отрицательный – заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействующего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть – легкость, тепло- холод) Возникновение отрицательных послеобразов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию. Так, при цветных источниках света происходит переход послеобраза в дополнительный цвет (красный в зеленый). Объяснение: в сетчатке предполагается наличие трех видов клеток, чувствительных к цвету. В процессе раздражения одни утомляются и становятся менее чувствительными. И когда на тот же участок сетчатки затем падает белый свет, оставшиеся клетки сохраняют большую восприимчивость и человек видит дополнительный цвет.

ü Взаимодействие ощущений - изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств. Общая закономерность: сильный раздражитель – понижает чувствительность другого анализатора (сильный звук, сильный свет); слабый раздражитель – повышает чувствительность другого анализатора (болевые ощущения повышают на зрительные, слуховые, тактильные и др. виды чувствительности).

Виды взаимодействия ощущений:

Синестезия - это явление, при котором при раздражении одного органа чувств возникает ощущение, характерное для другого (зрительно слуховая синестезия – звуки приобретают определенную окраску).

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия и упражнения анализаторов. Чувствительность человека развивается под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.

Виды сенсибилизации: компенсаторная сенсибилизация – возникает при потере человеком какой-либо чувствительности; профессиональная сенсибилизация – возникает, когда человек долго занимался какой-либо деятельностью.

Причины, из-за которых повышается чувствительность: изменение гормонального фона, употребление лекарственных средств, стресс, возраст и др.

8. Классификации ощущений (Б. Г. Ананьев, Г.Хэд, Ч. Шеррингтон)

I. Б.Г. Ананьев предлагает расширенную классификацию ощущений в зависимости от рецептора, вызывающего ощущения определенного качества.

· Кожные ощущения – тактильные и ощущения давления, температурные ощущения (холод и тепло) и болевые ощущения. Каждый вид ощущений располагает своими рецепторами.

Температурные ощущения. Рецепторы: колбы Краузе – рецепторы холода (250 тыс.), тельца Руффини – рецепторы тепла (30 тыс.). Располагаются на разной глубине в структуре кожи. Рецепторы холода лежат ближе к поверхности тела, чем рецепторы тепла. Раздражители: горячие или холодные раздражители. Факторы:

1. Температура окружающей среды

2. Температура собственного тела (Б.Ф.Ломов)

3. Часть тела

4. Расположение кровеносных сосудов

5. Место проживания

Болевые ощущения – отражают интенсивность воздействия раздражителя на рецепторы, выполняя сигнальную и защитную функции. Рецепторы: свободные нервные окончания (располагаются в эпителиальном слое кожи неравномерно). Раздражитель: интенсивное воздействие.

Особенности болевых ощущений:

1. Медленное проведение нервных импульсов

2. Отсутствуют полная адаптация. Наблюдается медленная адаптация.

3. Аффективный характер ощущений (неудовольствие и страдание).

4. Размытый характер

5. Находится под контролем сознания

(поддаются корковой регуляции)

Боль — функция не только сенсорных рецепторов, но и психики (акупунктура).

Тактильные ощущения – ощущения отражающие прикосновение к коже. Рецепторы: корзинчатые сплетения, тельца Мейсснера, диски Меркеля, свободные нервные окончания, тельца Пачинни (ощущения давления). Рецепторы тактильной чувствительности распределены по поверхности тела неравномерно. Раздражитель: деформация кожной поверхности. Пространственный порог тактильных ощущений - минимальное расстояние меду двумя точечными прикосновениями, при котором эти воздействия воспринимаются раздельно (измеряется эстезиометром).

Осязание - это специфическое человеческое чувство работающей и познающей руки (С.Л. Рубинштейн); чувство, параллельное зрению (И.М. Сеченов). В психологии рассматривают как вид восприятия. Признаки восприятия: активный характер, отражает свойства, недоступные для ощущений(форма, вязкость, маслянистость, липкость), система, объединяющая работу нескольких анализаторов: тактильный, температурный, кинетический, кинестетический, формирование целостного образа. Виды осязания: активное – формирование целостного образа формы в результате активных действий руки; пассивное - формирование целостного образа формы в результате перемещения объекта по кожной поверхности.

· Вкусовые ощущения. Рецептор: вкусовые почки. Основные качества вкусовых ощущений: сладкий, соленый, кислый, горький. Раздражитель: растворимые, способные к диффузии химические вещества. Закономерности вкусовых ощущений: адаптация, эффект адаптационного последействия; компенсация – заглушение одного вкуса другим, контраст.

· Обонятельные ощущения - вид химической чувствительности. Значения обоняния для человека: отбор продуктов, поддержание чистоты, источник эстетического наслаждения, оказывает влияние на функционирование организма, влияет на эмоциональный фон. Рецептор: обонятельная луковица. Раздражитель: пахучие вещества (летучие, водорастворимые и жирорастворимые). Стереохимическая теория обоняния (Дж. Эймур): первичные запахи – гнилостный, камфарный, мускусный, цветочный, мятный, эфирный, едкий. Факторы, влияющие на обоняние: пол, возраст, курение, концентрация запаха – адаптация, заболевания – аносмия, гипосмия.

· Зрительные ощущения. Рецептор: клетки сетчатки глаза (палочки, колбочки). Раздражитель:

световая волна-электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом. Строение сетчатки: палочки - 130 млн., находятся по краям желтого пятна, почти не различают цвета, а реагируют на свет, сумеречное зрение; колбочки - 7 млн., концентрируются в желтом пятне, избирательно чувствительны к синей, зеленой и желто-красной частям спектра, дневное зрение. Характеристики световой волны: физические - длина, частота, амплитуда, сложность (форма) волны; психические – цветовой фон, яркость, светлота, насыщенность. Светлота цвета (она же относительная яркость) — это положение цвета на шкале от белого до черного зависит от коэффициента отражения. Коэффициент отражения равен единице минус коэффициент поглощения чем больше коэффициент поглощения световых лучей какой-нибудь поверхностью, тем ближе ее цвет к черному, чем меньше коэффициент поглощения какой-нибудь поверхности, тем ближе ее цвет к белому. Насыщенность цвета — это степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты. Минимальная насыщенность дает полную ахроматику (отсутствие цветового тона). Цветовой к руг впервые был предложен Исааком Ньютоном в 1704 г. Цветовой круг имеет большое значение для пониманиязаконов смешивания спектральных цветов. Обычно он включает двенадцать цветов замкнутого спектрального ряда. Виды хроматических цветов: основные, цвета на цветовом круге: красный, синий, желтый (зеленый) - эти три цвета не могут быть получены комбинацией других цветов. Составные, цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Родственные (аналоговые) - любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге. Контрастными по отношению друг к другу считаются два цвета, располагающиеся в противоположных четвертях цветового круга

Дополнительные цвета — пары цветов, оптическое смешение которых приводит к формированию психологического ощущения ахроматического цвета (чёрного, белого или серого). Противоположные цвета на цветовом круге. На основе работ И. Ньютона, Г. Грассманом были выделены следующие основные законы смешения цветов: для каждого хроматического цвета имеется другой цвет, от смешения с которым получается ахроматический цвет. Такие пары цветов называются дополнительными (красный – голубо-зеленый, оранжевый – голубой, желтый – индиго-синий, желто-зеленый – фиолетовый, зеленый – пурпурный); смешивая два цвета, лежащие ближе друг к другу, чем дополнительные, можно получить любой цвет, находящийся в спектре между данными двумя цветами; две пары одинаково выглядящих цветов дают при смешении одинаково выглядящий цвет, независимо от различий в физическом составе смешиваемых цветов. (Например, серый цвет, полученный от смешения одной пары дополнительных цветов ничем не отличается от серого цвета, полученного от другой пары); при смешении 2 цветов результирующий цвет всегда будет иметь насыщенность меньшую, чем хотя бы один из исходных. Эффект Пуркинье: смещение спектральной светочувствительности при переходе от дневного зрения к сумеречному, при котором цвета предметов "холодеют", красные и желтые оттенки становятся более тусклыми, а голубые и зеленые - более яркими. Психофизические закономерности зрительных ощущений: адаптация (световая, цветовая), эффект Пуркинье, контраст (одновременный, последовательный), взаимодействие. Психофизическое действие цветов: непосредственное физиологическое (красный цвет повышает давление,выделение желудочного сока), ассоциативное (зеленый цвет ассоциируется с травой, оранжевый с огнем, голубой с небом). Действие цвета на эмоциональное состояние (Гете): возбуждающее – повышает настроение (красный, желтый, оранжевый) нейтральное – умиротворение (зеленый, салатовый); вызывает торможение – угнетенное состояние (голубой, синий). Влияние цвета на работоспособность (Фере): кратковременная работа – повышается (красный), понижается (синий); длительная работа – повышается (зеленый); понижается (синий). Действие на организм: замедляется дыхание и пульс (синий), учащается дыхание и пульс (красный).

· Слуховые ощущения - отражают воздействие звуковых волн на слуховой анализатор. Рецептор: Кортиев орган. Раздражитель: звуковая волна, исходящая от колеблющегося тела. Звуковая волна
- чередование сгущения и разряжения воздуха, исходящего от колеблющегося тела (физические – длина, частота, амплитуда, сложность волны: форма; психические – высота звука, тембр, громкость звука). Громкость зависит от силы, или амплитуды, колебаний звуковой волны. Единица измерения громкости - 1 децибелл (дБ),за 1 дБ взята громкость звука тикающих часов на расстоянии 0,5 м от уха. Минимальный прирост громкости, воспринимаемый человеческим ухом составляет примерно 1 дБ. Высота звука отражает частоту колебаний звуковой волны зона слышимости - от 16 до 20000 колебаний в секунду (Герц, Гц) ультразвуки (звуки с большой частотой) свыше 20 кГц инфразвуки (звуки с очень медленными колебаниями) 16-20 Гц остаются вне пределов нашей слышимости, но могут оказывать влияние на психическое состояние. Тембр - особый характер или окраска звуков, зависящую от взаимоотношения его частичных тонов отражает акустический состав сложных звуков, то есть число, порядок и относительную силу, входящих в его состав частичных тонов (гармонических и негармонических) тембровая окраска приобретает особенное богатство благодаря вибрато (К.Сишор), придающему звучанию человеческого голоса, скрипки и т.д. большую эмоциональную выразительность. Локализация звука. Биноуральный эффект - (от лат. bini — пара, два и auris — ухо), способность человека и животных определять, в каком направлении от них находится звучащее тело, обусловленная наличием у них 2 звукоприёмников — ушей. Бинауральный эффект позволяет легче сосредоточивать свое внимание на нужном нам источнике звука при наличии мешающих источников.

Теории слуха:

1. Резонансная теория слуха Г. Гельмгольца. Длинные волокна, воспринимающие низкие тона, короткие волокна, воспринимающие высокие тона, волокна основной перепонки.

2. Теория слуха Г.Флетчера: резонансные свойства присущи механической системе улитки в целом, а не только волокнами основания мембраны

3. Теория И.Эфальда: звуки колебания превращаются улиткой в синхронные волны в нерве и передаются к мозгу, где и происходит их анализ и восприятие высоты тона.

· Статические ощущения - ощущения равновесия, отражают положение тела в пространстве. Рецептор: полукружные каналы, расположенные во внутреннем ухе. Раздражитель: изменения положения головы и тела человека

· Кинетические ощущения - ощущения движения тела, ощущения движения отдельных частей тела. Рецепторы: расположены в суставах, связках и мышцах. Раздражитель: движение конечностей тела.Находятся в тесном взаимодействии со зрением.

· Органические ощущения - ощущения, отражающие состояния внутренних органов и организма в целом (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.). Рецепторы:

находятся в тканях внутренних органов. Раздражители: воздействия механического, химического и физического характера. Общие черты: отражают степень удовлетворения органических потребностей, сопровождаются состоянием напряжения, аффективный тон (эмоциональная окраска) – М.И. Аствацатуров, диффузный, размытый характер, малоосознанны.

На уровне человеческой психики ощущения связываются в ассоциации. Этой идеи придерживался И.М. Сеченов, основатель современной материалистической теории ассоциации ощущений. Он положил начало пониманию единства ощущений и движений. Психическая жизнь в состоянии бодрствования непрерывна благодаря образованию непрерывных цепей ассоциаций. Б.Г. Ананьев на основании этой теории говорит о необходимости выделения двух классов ассоциаций ощущений:

§ Интермодальные ощущения ассоциации между ощущениями разной модальности (зрительно-тактильных, обонятельно-вкусовых и т.д.). Интермодальные ощущения обеспечивают целостность чувственного отражения человеком объективной действительности. Наиболее изученными являются зрительно-моторная координация в трудовых и графических действиях, слухо- рече - кинестетическая координация в устной и письменной речи. Существуют еще далеко не достаточно изученные интермодальные виды чувствительности. Н апример, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой и в генетическом плане (Ч.Дарвин) является переходной формой от осязательных ощущений к слуховым. Особое практическое значение вибрационная чувствительность приобретает при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых людей она играет большую роль.

§ Интрамодальные ощущения (зрительно-зрительные) – ассоциация между ощущениями одной модальности.

II. Генетическая классификация видов чувствительности (Г. Хэд, англ. невролог).

Она исходит из скорости регенерации афферентных волокон после перерезки периферического нерва, которую Г.Хэд наблюдал в экспериментах, произведенных над самим собой.

Пронаблюдав последовательное восстановление чувствительности после перерезки нерва, Г. Хэд приходит к признанию двух различных видов чувствительности – протопатической и эпикритической.

Протопатическая чувствительность – более примитивная, старая в генетическом плане, аффективная, менее дифференцированная и локализованная. К этому виду чувствительности относил болевые ощущения, ощущения контрастных, интенсивных температур. После перерезки нерва восстанавливалась первой.

Эпикритическая чувствительность – более молодая в генетическом плане, более тонко дифференци­ру­ю­щая и рациональная. К этому виду чувствительности относил тактильную чувствительность и ощущения неинтенсивной температуры. После перерезки восстанавливалась последней.

Для каждой из них существуют нервные волокна, которые регенерируют с различной скоростью. Волокна, проводящие протопатическую чувствительность, Г. Хэд считает генетически более старыми, примитивными по своему строению и поэтому восстанавливающимися раньше, в то время как эпикритическая чувствительность проводится волокнами филогенетически более молодой системы и более сложно построенной.

Г. Хэд считает, что не только афферентные пути, но и центральные образования у протопатической и эпикритической чувствительности разные: высшие центры протопатической чувствительности локализуются (по Г. Хэду) в таламусе, а эпикритической чувствительности – в филогенети­чески более поздних корковых образованиях. В нормальных условиях протопатическая чувствительность контролируется эпикритической посредством тормозящего воздействия коры на таламус и нижележащие области, с которыми связана протопатическая чувствительность.

Протопатическая чувствительность Эпикритическая чувствительность
Болевые ощущения, ощущений интенсивных, контрастных температур, ахроматическая чувствительность Тактильная чувствительность, ощущения неинтенсивных температур, хроматическая чувствительность
Примитивная Сложная
Старая (в генетическом плане) Молодая (в генетическом плане)
Аффективная Рациональная
Размытая Тонко дифференцирующая место действия раздражителя
Восстанавливается первой после перерезки Восстанавливается последней после перерезки

III. Систематическая классификация Ч. Шеррингтона.

Английский физиолог Ч.Шеррингтон выделил три основных класса ощущений:

1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

В свою очередь экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные – отражают воздействие раздражителя на расстоянии (зрительные, слуховые) и контактные – непосредственный контакт раздражителя с анализатором (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между дистантным и контактным.

2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках;

3) интероцептивные (органические), которые сигнализируют с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Данная классификация не учитывает известную независимость функций ощущений от морфологической локализации рецепторов. (Например: зрительные рецепторы могут выполнять важную проприоцептивную функцию).

9. Абсолютная и разностная чувствительность.

Понятие сенсорного порога (абсолютный и разностный порог)

Пороги чувствительности - необходимы для количественной оценки уровня чувствительности человека. Виды сенсорных порогов: нижний абсолютный порог, верхний абсолютный порог, разностный порог.

Различают два вида чувствительность: абсолютную и разностную чувствительность к различию.

Абсолютная чувствительность определяет границы доступного для человеческого восприятия. Для количественной оценки уровня чувствительности конкретного человека были введены понятия порогов.

Начало экспериментальному изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, психологом и философом Г.Т. Фехнером, сформулировал основной психофизический закон. Создание Фехнером науки об измерении ощущений послужило началом экспериментальной психологии. Впервые понятие порога было предложено И. Гербартом (1824). Определял порог как границу между сферой сознания и бессознательного.

Диапазон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами. Они определяют границы доступного нашему восприятию в окружающем мире. Минимальная сила раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом.

Н.А.П. определяет уровень А.Ч. данного анализатора.

Раздражители сила действия которых лежит ниже абсолютного порога, не вызывают ощущений. Но при этом было доказано, что допороговые воздействия раздражителей оказывают влияние на организм.

Пример: Исследования отечественного физиолога Г.В. Гершуни показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка. Подпороговые тактильные воздействия могут вызывать ряд острых кожных ощущений. Зона действия раздражителя, не вызывающая ощущений, была названа Г.В. Гершуни «субсенсорной областью». Субсенсорная область - зона действия раздражителя, не вызывающая ощущений, но оказывающая влияние на организм. Пример: Инфразвуки способны оказывать действие

на сердечную деятельность человека.

Между А.Ч. и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой:

Е= 1 / Р, где Е – чувствительность, а Р – пороговая величина раздражителя.

А.Ч. анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Это максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителя, действующих на рецепторы, вызывает лишь болевые ощущения.

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности, возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения.

Другая характеристика чувствительности – это чувствительность к различию (разностная или относительная), которая позволяет различать раздражители по их силе и качеству. Для количественной оценки данного вида чувствительности используют категорию разностного порога (дифференциального) или порога различения.

Это минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей, вызывающее едва заметное различие ощущений. Разностный порог измеряется относительной величиной (дробью), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Иначе говоря: чтобы заметить увеличение в весе, надо к первоначальному грузу прибавить приблизительно 1/30 его массы. Для зрительного анализатора это соотношение составляет – 1/100, для слухового – 1/10, для вкусовых воздействий – 1/5.

10. Закон Бугера-Вебера. Основоной психофизический закон Вебера - Фехнера и С. Стивенса

Указанные в предыдущем вопросе закономерности являются психофизическими зависимостями. Они впервые были самостоятельно открыты в первой половине 19 века французским физиком П. Бугером и немецким психофизиком Э.Г. Вебером. Поэтому носят название Бугера-Вебера – психофизический закон, выражающий постоянство отношения приращения величины раздражителя и силы ощущения. В математическом виде этот закон может быть записан в след. виде:

∆R /R =const, где ∆R - прирост раздражителя впервые замечаемый наблюдателем, R – величина действующего раздражителя, const – постоянная величина, характеризующая порог различия ощущений, названная константой Вебера.

В 1760 г. Фран. Физик П. Бугер на материале световых ощущений установил очень важный факт, касающийся величины порогов различения: для того чтобы почувствовать изменение освещенности, необходимо изменить поток света на определенную величину. Изменение интенсивности света на меньшую величину не способно вызвать ощущение.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, Г. Фехнер сформулировал следующий закон, обычно называют основным психофизическим законом законом Фехнера.

Под основным психофизическим законом понимается зависимость, связывающая величину ощущения с величиной действующего стимула. Данный закон внутри психофизической проблематики является переходным звеном, связывающим психофизику сенсорной чувствительности с психофизическим шкалированием, т.е. психофизику 1 с психофизикой 2.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1826. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия