Или интенсивность ощущений растет пропорционально логарифму интенсивности раздражителя
Например: если сила раздражителя образует ряд 10, 100, 1000, 10000, то интенсивность ощущения будет пропорциональна числам 1,2,3,4. Другими словами интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее. Эта закономерность отражается в формуле: S = K*LgI + C, S=c* log (R\r) Где S- интенсивность ощущения, r- пороговая величина раздражителя, R- сила действующего раздражителя, c – константа Данная формула отражает положение, которое носит название основного психофизического закона, или закона Вебера – Фехнера. На основании этого закона могут быть выведены меры для силы ощущения громкости при слушании. Они указываются в фонах и хорошо известны в качестве меры шумности. Шумность свыше 80 фон запрещается полицейскими причиняющая вред. В течение многих лет считалось, что предложенная Фехнером формула вполне удовлетворительно описывает зависимость между ощущением и величиной раздражителя. Но через некоторое время это представление было поколеблено. Так, амер. ученый С. Стивенс (1961) пришел к выводу, что основной психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной кривой: между субъективным и объективным рядом существует не логарифмическая, а степенная зависимость. Данная закономерность может быть представлена следующим математическим выражением: ∆S/S = К, где S – первичное ощущение, ∆S – минимальное изменение ощущения, которое возникает при изменении воздействующего стимула на минимальную величину, заметную для человека. Другими словами соотношение между минимально возможным изменением наших ощущений и первичным ощущением есть величина постоянная – К. А если это так, то соотношение между пространством стимулов и сенсорным пространством (нашими ощущениями) может быть представлено следующим уравнением, которое получило название закона Стивенса: ∆S/S = К∆R /R Решение данного уравнения выражается формулой: Ψ = k(Ф – Ф0)* n Ψ – величина ощущения, k – константа, определяемая избранной единицей измерения, n – экпериментально определяемый показатель степени, принимающей для различных модальностей различные значения (от 0,33 (яркость)до 3,5(электрический ток)), Ф – величина действующего раздражителя, Ф0 – пороговое значение раздражителя). Стивенс известен тем в психофизике, что разработал прямые методы определения порогов. Пример: метод фракционирования – испытуемый должен воспроизвести или выбрать из числа предложенных раздражителей такой, который, по его мнению, меньше предложенного образца в требуемое число раз. Или, другой пример прямого метода, испытуемый должен оценить в баллах величину раздражителя по сравнению с образцом. Достоинство прямых методов: их использование означало переход к непосредственному измерению величины ощущений, в то время как до их появления большинство исследователей принимало постулат Фехнера о невозможности непосредственной оценки величины ощущений. Спор о том, какой из законов является более точным, так и не разрешен. Науке известны многочисленные попытки ответить на этот вопрос. Одна из таких попыток принадлежит Ю.М. Забродину, который предложил своё объяснение психофизического соотношения. При соотнесении мира ощущений и стимулов, добавляет константу z. ∆Е/Е z = К∆I /I Величина данной константы определяет степень осведомленности испытуемого о целях, задачах и ходе проведения эксперимента. В результате, при z = 0 формула обобщенного закона переходит в логарифмический закон Фехнера, т.к. принимали участие испытуемые, неосведомленные о ходе эксперимента. А при z = 1 – в степенной закон Стивенса, т.к. в его экспериментах участвовали испытуемые, которые проходили предварительную подготовку, обученные действовать в ситуации психофизического эксперимента. Т.о. закон, предложенный Забродиным снимает противоречие между законами Фехнер и Стивенса. Данный закон получает название Обобщенного психофизического закона. Несмотря на некоторое противоречие оба закона отражают суть изменения ощущений при изменении величины раздражителя: ощущения меняются непропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств; сила ощущения растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов. В этом и состоит суть психофизических законов. Вклад психофизики в психологию: введено понятие порогов, разработаны методы определения порогов, что стало основой для экспериментальных исследований, выявлена зависимость между физической и психической средой. 11. Понятие и этапы восприятия. Связь восприятия с другими психическими процессами Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Этапы восприятия (перцепция и опознание):
Обнаружение объекта - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой фазе субъект может ответить на вопрос, есть ли стимул. Различение - это выявление в объекте признаков в соответствии с задачей, стоящей перед наблюдателем. Другими словами здесь происходит формирование перцептивного образа.
Идентификация - это отождествление объекта с одним из эталонов, записанных в памяти. Опознание знакомых объектов (категоризация) – формируется окончательный вывод о воспринимаемом объекте, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. В процессе опознания происходит процесс выдвижения и проверки гипотез. Выделяют 2 типа опознания в процессе восприятия: сукцессивное и симультанное. Сукцессивное опознание имеет место при опознании мало знакомых объектов или при опознании в затрудненных условиях, т.е. в процессе ознакомления с объектом. Внешне это проявляется в большом количестве движений глаз и многократном обследовании объекта. Симультанное опознание - это мгновенное узнавание. Так, в процессе изучения алфавита процесс сличения резко сокращается. Узнавание при этом типе опознания возможно и без движения глаз наблюдателя. О механизмах симультанного опознания можно судить по высокой точности и скорости решения опознавательных задач. Особенности восприятия: · Восприятие человека – не только чувственный образ предмета или явления объективной действительности, но и осознание данного предмета · Носит активный характер, воспринимающая (перцепторная) деятельность субъекта · Результат сложной аналитико-синтетической деятельности · Процесс восприятия предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне, и в его состав всегда входит высший уровень психической деятельности, в частности речь · Включает в себя познавательную деятельность через образ (обнаружены различные уровни перцептивного действия) · Восприятие не сводится к простой сумме ощущений, оно всегда является сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав · Носит опосредованный характер (в каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и его чувства и эмоции). В восприятии за действенно мышление. · Восприятие предполагает участие памяти, невозможно без внимания. · Восприятие – сложный психический процесс, предполагает участие других познавательных процессов. · Зрительное восприятие – саккады, осязание – движения пальцев, слуховое восприятие – поворот головы. Сравнительная характеристика ощущения и восприятия: Сходные черты: · Возникают при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств (поэтому относится к чувственной ступени познания). · Результатом отражения является чувственный образ · Физиологической основой является деятельность анализаторов. Различия: · Восприятие является в отличие от ощущения опредмеченным и дифференцированным. Восприятие – это всегда чувственное осознание предмета или явления. Предметность – отражение целостных и обособленных друг от друга образов. · Ощущение появляются раньше восприятия в ходе онто- и филогенеза. · Различные физиологические механизмы (восприятие – интегративные зоны коры головного мозга). Иллюзии восприятия: Иллюзии – это искаженное восприятие реальных объектов. В основе иллюзий лежит чувственное раздражение, доходящее до сознания в искаженном виде. Галлюцинации – патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств. Возникают вследствие непроизвольного проецирования образов вовне и локализации из в пространстве и времени. 12. Теории восприятия (краткая характеристика): структурализм, гештальт-психология, теория формирования перцептивных действий Структурализм (Вундт, Титченер) Цель: изучить базовые элементы сознания путем аналитической интроспекции Задача психологии: разложить восприятие на составляющие элементы Восприятие – это сумма ощущений Механизмы восприятия: суммация и ассоциация (связь прошлого опыта с памятью - образами). Э. Титченер писал: «Цель психолога троякая, он стремится: 1) анализировать конкретное данное душевное состояние, разложив его на со ставные части; 2) найти, каким образом соединены эти составные части, какие законы управляют их комбинацией; 3) привести эти законы в связь с физиологической (телесной) организацией». Каждая точка в линиях треугольника вызывает одиночное ощущение. Восприятие треугольника обусловлено их суммированием.
|