Студопедия — Сравнение фигуры и фона (Рубин). Законы гештальта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сравнение фигуры и фона (Рубин). Законы гештальта






Понятие «гештальт» введено Х. Эренфельсом (1890г.). Представители: М. Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфгагн Келлер. Гештальт-психология возникла на основе критики структурализма.

История гештальт психологии начинается с выхода работы М.Вертгаймера “экспериментальные исследования восприятия движения” (1912г.). Выражено сомнение в наличии отдельных элементов в акте восприятия - стробоскопическое движение (фи-феномен) – испытуемый отчетливо видит движение, не воспринимая перемещающегося объекта. Исследование фи-феномена – иллюзия перемещается с места на место одного источника света в результате поочередно включающих двух лампочек. Эксперимент с транспонированием мелодии – перевод в другое состояние (тон), Эренфельс.

Основная идея: Человек воспринимает окружающий мир в форме некоторых целостных единиц – гештальтов (в переводе с немецкого – структура, форма). Понятие, обозначающее целостность образов восприятия как основного содержания сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме свойств составляющих его ощущений. Человек стремится воспринимать целостные и имеющие смысл формы.

В качестве первичного в восприятии выступает целое. Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.).

Образ восприятия – это целостная форма, имеющая свойства, которых нет у её отдельных частей.

Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы. Восприятие треугольника не зависит от суммы ощущений.

Законы восприятия:

1. Закон фигуры и фона (Рубин) - любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.Фигура – четко очерченный, имеющий смысл образ, который хорошо запоминается; фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон - размытая, бесформенная субстанция, плохо запоминается.

Сравнение фигуры и фона Э.Рубин:

Фигура Фон
Имеет строго очерченный контур, подчеркивающий ее форму Нет формы
Расположена ближе к наблюдателю и ее положение определенным образом локализовано в пространстве Расположен за фигурой и не имеет строгой локализации на заднем плане
Имеет «вещный», предметный характер За фигурой сплошной, а не структурированный, имеет «субстанциональный» характер
Выглядит ярче по сравнению с фоном, она лучше запоминается и оказывает на нас большее впечатление Менее насыщенный, хуже запоминается

 

2. Закон прегнантности («хорошей формы» - симметричные, простые, правильные формы) – существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной конфигурации из всех возможных вариантов.

3. Закон дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое).

4. Принцип структурности – целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен (в коде восприятия выделяется структура образа восприятия, который относительно не зависит от ощущений).

5. Принцип изоморфизма - физические воздействия отражаются в мире наших ощущений двояко в виде физиологической реальности мозговых процессов и феноменальной, или психологической реальности.

Законы перцептивной организации:

1) смежности (близости в пространстве)

2) сходства (общей судьбы)

3) хорошей формы (хорошего продолжения)

4) замкнутости

5) однотипной связи

Законы группировки в гештальт-психологии (организации элементов в образы):

  • Объединяются расположенные близко друг к другу («закон близости»),
  • Объединятся сходные объекты («закон сходства»),
  • Существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков («закон замкнутости»)
  • Элементы, лежащие на одной прямой или простой линии, проще выделяются в процессе восприятия («Закон хорошего продолжения»),
  • Двигающиеся в одном направлении элементы перцептивно выделяются в одну группу («Закон «общей судьбы»),
  • Приоритет в восприятии отдается симметричным фигурам («Закон симметрии»)

14. Свойства восприятия

Перцептивный образ используется при создании рекламы

Название Содержание свойства Примеры
  Предметность Это способность отражать объекты не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов (М.В. Гамезо) Это характеристика отражения объекта как пространственно обособленной физической вещи (Веккер) Механизмом выражения предметности является выделение предмета (фигуры) из фона (гештальтпсихология) Двойственные изображения (Энштейн и 3 девушки у его глаз)
  Структурность Восприятие абстрагированной от ощущений структуры, которая формируется в течение некоторого времени. 1) Мелодия, музыка – мы её слышим, в голове структура и мы её распознаем (не сумма ощущений). Буква – в школе нас учат прописной, а мы различаем в любом виде.
  Целостность Это сохранение целостной структуры образа при отсутствии возможности отразить отдельные элементы объекта. Целостный образ возникает в результате формирования условно-рефлекторной связи между различными ощущениями (а значит на основе прошлого опыта восприятия). Из трех точек можно увидеть треугольник. Когда оговаривается, что на картинке 5лошадей или 3 волка, то можно быстрее их разглядеть.
  Осмысленность Проявляется в осознании значения и смысла воспринятого образа и его отнесении к определенной категории и классу предметов.   «Мексиканец на велосипеде». «Медведь лезет по дереву».
  Константность Это относительное постоянство некоторых свойств предметов при измененных физических условиях восприятия. Обеспечивается благодаря многократному восприятию одних и тех же предметов в разных условиях. Существует 3 вида константности: · константность величины (восприятие на различных расстояниях); константность формы (восприятие предметов в разных положениях). Г. Рихтер, «5 дверей, куб»; константность цвета (при разных освещениях по-разному, постоянство восприятия). Эксперимент с перекошенной комнатой А. Эймса, восприятие и формирование константности. Иллюзия не возникает у наблюдателя, если был опыт знакомства со структурой опыта, либо с испытуемыми.
  Апперцепция –определяет избирательность восприятия, т.е. выбор из всего количества объектов и явлений что-то конкретное Зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта субъекта и его личностных особенностей (мотивации, эмоций, установок). Ввел в науку Г. Лейбниц.   Установка –неосознанное состояние готовности человека воспринимать объекты, явления определенным образом. Эффект Струпа – смешивание цветов. Влияние прошлого опыта (памяти). Конверт, если смотреть сверху,то пирамида, но мы никогда не увидели бы пирамиду, если бы не знали о ней ранее. Эмоции, мотивации (Д. Маклеланд) – методика ТАТ (тематический апперцептивный тест), испытуемый должен рассказать, то нарисовано на картинке, там были продукты питания. Смотрели на них голодные и сытые люди. У голодных людей восприятие еды было таким: она им казалась большой, объёмной по внешнему виду. Перцептивная апперцепция Д. Узнадзе, изучал иллюзии восприятия. На восприятие влияет установка. Испытуемому в левую руку давали что-нибудь полегче, в правую потяжелее 15 раз; потом одинаковое по весу, но человеку показалось, что в левой всё равно полегче. Примерлюбого слова, напримерВодопад – те, кто изучает долго иностранный язык могут прочитать Бодопад или Богонаг и т.д.
  Историчность (С.Л. Рубинштейн) – характеристики общечеловеческого восприятия Зависимость человеческого восприятия от предшествующего исторического развития человечества, общественной формы познания (культура, речь, музыка, наука, геометрия).   Человеческий слух – музыка и речь (Рубинштейн). Зрительное восприятие под влиянием геометрических форм (например, жилище у нас воспринимается в квадратах, у др. народов в виде конуса). Японские дети в школе изучают около 200 цветов и оттенков.

15. Восприятие времени. Виды восприятия времени

Восприятие времени - это отражение скорости, длительности последовательности событий.

Основная проблема изучения: отсутствие соответствующих анатомических рецепторов времени (анализаторов).

Типы восприятия времени: тахихронический тип – субъективное ускорение времени; брадихронический тип – субъективное замедление времени.

Типы отражения времени: х ронометрия (часы); хронология (времена года, исторические события); хроногнозия (субъективное отражение времени).

На хроногнозию влияет ряд факторов:

  • Биологические факторы, влияющие на восприятие времени: наличие суточных ритмов (действие мелатонина), скорость обмена веществ (температура тела) – Хогланд, действие лекарственных препаратов и химических веществ, сердечный ритм.
  • Психологические факторы: заполненность промежутка времени.

Закон заполненного промежутка времени (Рубенштейн) - чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Характерно для воспоминания прошлого. При оценке настоящего наблюдается обратный эффект.

Закон эмоционально детерминированной оценки времени. Оценка времени (настоящее время): положительно окрашенные события (позитивные) – субъективно укорачивают время; негативно окрашенные события – субъективно удлиняют время.

Влияние возраста. Возраст: дети – переоценивают большие промежутки времени; взрослые – недооценивают промежутки времени.

Психические расстройства. Виды расстройства: маниакальные расстройства – недооценка времени; депрессия – переоценка времени; шизофрения – потеря субъективного ощущения времени, расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени.

Пример расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени: «Времени я не чувствую; долго ли это было или мало времени прошло – для меня это безразлично, безвкусно. Другие говорят: как быстро прошло время или как медленно, а мне безразлично».

16. Понятие о представлении. Отличие процесса представления от восприятия

Представление - это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе прошлого опыта.

Представление - это вторичный психический образ, тесно связанный с памятью.

Представление - форма психического отражения, предполагающая воспроизведение чувственных образов в сознании.

Для возникновения образа представления не требуется непосредственный контакт с отражаемым объектом. Представления являются связующим звеном между чувственной и рациональной ступенями познания. Составляет основу формирования понятий. Не требуют непосредственного действия раздражителей на органы чувств.

Функции представлений:

· Сигнальная – представления вместе с образом воспроизводят информацию о нем, которые преобразуются в систему сигналов, управляющих поведением.

· Настроечная – представления организуют деятельность человека, обеспечивая тренирующий эффект.

Идеомоторный акт – сопровождение представлений о движении слабым сокращением соответствующих мышц.

Отличие процесса представления от восприятия:

Представления – это чувственно наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы восприятия являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Возникшие в процессе ощущений и восприятий образы не исчезают бесследно, а сохраняются в сознании человека. Образы ранее воспринятых предметов и явлений и называются представлениями.
Представления возникают на базе восприятий, но они отличаются от них. Если в восприятиях отражаются только те предметы и явления, которые непосредственно взаимодействуют с органами чувств, то представления — это образы тех предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, а воспринимались раньше. В процессе восприятия работает весь анализатор (рецептор, проводящие пути, мозговые концы); представления же возникают на основе работы только корковых концов анализаторов. Физиологический механизм представлений — это оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий. Так, при зрительных представлениях человек как бы вновь видит то, что видел раньше, при слуховых — как бы вновь слышит чей-то голос и т. п.
Образы представлений наглядны, но менее ярки, чем образы восприятий. В отличие от образов восприятий, которые конкретны, детальны, фотографичны, образы представлений фрагментарны. В них выделяется существенное, главное, а все второстепенное выпадает или отходит на второй план. Образы восприятий более устойчивы, чем образы представлений. Отличие восприятия от представлений объясняется тем, что образы восприятий подкрепляются тем объектом, который находится перед человеком. В представлениях такого подкрепления нет.
Роль представлений в процессе познания исключительно велика. Образы представлений имеют большое значение для работы памяти, воображения и мышления. Способность образов представлений сохраняться в сознании человека лежит в основе памяти; на способность же этих образов видоизменяться, переконструироваться опирается воображение, а способность выступать в обобщенном виде заложена в основу мышления.

17. Виды и свойства представлений

Виды представлений:

1. Представления памяти – воспроизводимые образы по памяти

Представления воображения – новые образы, которые создаются в сознании

Представление и воображение в психологии рассматриваются как самостоятельные психические процессы.

2. Произвольные представления – требуют волевых усилий

Непроизвольные представления («персеверирующие образы») спонтанно возникающие образы

3. Единичные представления – образы об отдельных, конкретных объектах

Обобщенные представления – представления предмета с существенными характеристиками данного класса предметов

Свойства представлений:

  • Неустойчивость – проявляется в «мерцании формы», текучести элементов представления
  • Фрагментарность – отсутствие некоторых элементов образа в представлении
  • Обобщенность – представление является обобщенным образом целого класса предметов

Знания о представлении необходимы для реализации техник визуализации. Техника визуализации – это работа с образом (образ болезни, образ страха и т.д.), терапевт меняет характеристики образов, меняет отношение к образу, преодоление фобий и изменяется состояние человека.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 8920. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия