Об’єктно-орієнтований підхід до проектування
Объектно-ориентированное проектирование (ООП) представляет собой стратегию, в рамках которой разработчики системы вместо операций и функций мыслят в понятиях объектов. Объект - это нечто, способное пребывать в различных состояниях и имеющее определенное множество операций. Состояние определяется как набор атрибутов объекта. Операции, связанные с объектом, предоставляют сервисы другим объектам (клиентам) для выполнения определенных вычислений. Объекты создаются в соответствии с определением класса объектов, который служит шаблоном для создания объектов. В него включены описания всех атрибутов и операций, связанных с объектом данного класса. Программная система состоит из взаимодействующих объектов, которые имеют собственное локальное состояние и могут выполнять набор операций, определяемый состоянием объекта. Объекты скрывают информацию о представлении состояний и ограничивают к ним доступ. Под процессом объектно-ориентированного проектирования подразумевается проектирование классов объектов и взаимоотношений между этими классами. Когда проект реализован в виде исполняемой программы, все необходимые объекты создаются динамически с помощью определений классов. Этот подход подразумевает выполнение трёх этапов при проектировании: 1. Объектно-ориентированный анализ. Создание объектно-ориентированной модели предметной области приложения. Здесь объекты отражают реальные объекты-сущности и операции, выполняемые этими объектами. 2. Объектно-ориентированное проектирование. Разработка объектно-ориентированной модели системы ПО (системной архитектуры) с учётом требований. В этой модели определение всех объектов подчинено решению конкретной задачи. 3. Объектно-ориентированное программирование. Реализация архитектуры (модели) системы с помощью объектно-ориентированного языка программирования (С++, Java) для определения объектов и средств определения классов объектов. Данные этапы могут "перетекать" друг в друга, т.е. они могут не иметь четких рамок и на каждом этапе применяется одна и та же система нотации. Переход к следующему этапу приводит к усовершенствованию результатов предыдущего этапа путём более детального описания определенных ранее классов объектов и определения новых классов. Объектно-ориентированные системы можно рассматривать как совокупность автономных и независимых объектов. Изменение реализации какого-нибудь объекта или добавление ему новых функций не влияет на другие объекты системы. Четкое соответствие между реальными объектами (например, аппаратными средствами) и управляющими объектами программной системы облегчает понимание и реализацию проекта. Объекты могут быть повторно используемыми компонентами, они независимо инкапсулируют данные о состоянии и операциях. Архитектуру ПО можно разрабатывать проект на базе объектов, ранее созданных в предыдущих проектах. Это снижает стоимость проектирования, программирования и тестирования ПО. Кроме того, возможность использования стандартных объектов уменьшает риск, связанный с разработкой ПО. Модель окружения системы и модель использования системы представляют собой две взаимно дополняющие друг друга модели взаимоотношений системы и с ее средой: Модель окружения системы - это статическая модель, которая описывает другие системы из пространства разрабатываемого ПО. Модель использования системы – динамическая модель, которая показывает взаимодействие данной системы со своим окружением (средой). Когда взаимодействия между проектируемой системой ПО и ее окружением определены, эти данные можно использовать как основу для разработки архитектуры системы. При этом необходимо применять знания об общих принципах проектирования системных архитектур и данные о конкретной предметной области. Существует два типа моделей системной архитектуры: - статические модели, которые описывают статическую структуру системы в терминах классов объектов и взаимоотношений между ними. Основными взаимоотношениями, которые документируются на данном этапе, являются отношения обобщения, отношения «используют-используются» и структурные отношения. - динамические модели, которые описывают динамическую структуру системы и показывают взаимодействия между объектами системы (но не классами объектов). Документируемые взаимодействия содержат последовательность запросов к сервисам объектов и описывают реакцию системы на взаимодействия между объектами. Язык моделирования UML поддерживает большое количество возможных статических и динамических моделей, в том числе модель подсистем и модель последовательностей. Модель последовательностей — одна из наиболее полезных и наглядных моделей, которая в каждом узле взаимодействия документирует последовательность происходящих взаимодействий между объектами.
|