ВЗГЛЯДЫ НА ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК Ф.Ф. ФОРТУНАТОВА И ЕГО ШКОЛЫ
Язык как знаковую систему рассматривал выдающийся русский языковед, глава Московской лингвистической школы Филипп Федорович Фортунатов (1848—1914), а также другие представители этой школы. В его понимании «язык представляет... совокупность знаков главным образом для мысли и выражения мысли в речи, а кроме того, в языке существуют также и знаки для выражения чувствований». Язык, по Фортунатову, включает разного рода знаки. Прежде всего, выделяются знаки с материальным, или реальным, значением, примером которых служит слово. Рядом с этими знаками существуют знаки с формальным значением, которые, употребляясь совместно со знаками, имеющими материальное значение, видоизменяют последнее (ср. разного рода аффиксы). В результате соединения знаков с материальным и формальным значениями образуются знаки языка, которые заключают в себе так называемые формы (например, рук -а, рук-е, рук-и и т. п.). Знаками выступают не только слова и аффиксы, но и произносимые в процессе речи изменения в тоне, интонации произносимых знаков языка. Такие изменения тона, интонации (ср.: вопросительная, восклицательная, повелительная интонации), с которыми изменяются значения языковых знаков и которые носят социальный характер, Фортунатов называет знаками речи. Знаки чувствований существуют в единстве со знаками мысли, взаимодействуя друг с другом в речи. К таким знакам принадлежат слова-междометия (ах!ой!Боже! 'и т. п.). Слова-междометия, представляющие собой определенные звуки или комплексы звуков, служат как знаками для обозначения чувствований, так и употребляются как невольное выражение этих чувствований. Знаками для нашего мышления являются не только названные выше слова и связанные с ними элементы (аффиксы, интонации), материалом для которых служат звуки, но и язык жестов, мимика, существующие рядом с языком слов. Предметом изучения языковедения является язык слов, который по своей природе более совершенен, по сравнению с жестами и мимикой. Но, как замечает Фортунатов, «чтобы понять физические и духовные условия, делающие возможным появление языка, необходимо принимать во внимание и другие выражения мыслей и чувствований в наших движениях». По мнению Фортунатова, существенным признаком языковых единиц (слов, аффиксов и др.), доказывающим, что они служат в системе языка именно знаками, является то, что в процессе мысли и речи мы думаем не о данных единицах как звуках и звуковых комплексах, а о других «духовных явлениях», ассоциирующихся с ними (и представлениях о них) по смежности, сходству и т. д. Представления о звуках и звуковых комплексах — это также духовные явления. Связанные между собой, ассоциирующиеся по смежности и сходству различного рода духовные явления способны воспроизводить друг друга. Важной характеристикой языка ученый считает то, что язык не только отражает действительность, т. е. то, что «дается для мышления», но вносит и свое в процесс мышления. Не только язык зависит от мышления, но и мышление зависит от языка. Язык вносит в воспринимаемую и отражаемую действительность свое членение. Язык способствует отдельному, относительно самостоятельному отражению, пониманию и познанию качеств, свойств, признаков предметов и явлений, тогда как эти качества, свойства, признаки мы воспринимаем, представляем в единстве, неразрывно с предметом или явлением, язык как система знаков способствует анализу и синтезу в познании действительности. Более того, языковые знаки позволяют отразить и понять такие явления действительности, которые по физическим приичинам не могут быть восприняты и воспроизведены. Таким образом, Фортунатов и его ученики, как и Потебня, подчеркивали исключительную важность для жизни человека языка как знаковой системы. Прежде всего, они видели важность в том, что язык делает доступными для отражения и познания такие явления действительности, какие без знака не были бы доступны вообще. В практике человека, в общении знак позволяет оперировать предметами в «сжатом» виде: мы оперируем знаками, обозначаемыми ими значениями (понятиями о соответствующих предметах, их отношениях и т. д.) как бы самими предметами. Знак выступает заместителем класса предметов или явлений, которым мы свободно орудуем в своей речи, в своих мыслительных операциях, в то время как в непосредственном восприятии нам даны конкретные предметы. Отсюда огромное познавательное значение языковых знаков.
|