Б Е С Е Д А 20
Как возникает грех. Голос совести. Механика воздаяния за грех. Понятие смертельного греха. Грех – как отражение пороков конкретной личности.
— Поговорим глубже о том, как «протекает» сам грех, и что такое воздаяние за грех. — Понятие грехопадения включает в себя четыре фазы: совершение греха или акт грехопадения; воздаяние за грех – результат греха уже в нашей физической жизни; раскаяние в грехе; искупление греха. Третья и четвертая фаза не являются грехом, но – последствием грехопадения. Конечно же нет Человека, который никогда бы не совершал греха. Но факт совершения греха не говорит о том, что человеческая душа погибнет. Боль и страдание – это те формы воспитательной работы, которые были сформированы законом кармы для того, чтобы вести Человека ввысь. Человек совершает грех, и за этот грех посылается воздаяние, но – не как месть за уклонение от закона, а как форма наставления на путь, ни больше ни меньше. Воздаяние является естественным следствием греха; и здесь очень важно вскрыть механизм воздаяния, ответить на вопрос, почему воздаяние неизбежно, и какова его механика. — Что же это за механика? — Существуют три пути воздаяния. Иногда оно протекает по одному из трех путей, иногда по двум, иногда по всем трем сразу, и тогда – это воздаяние за великий грех. Первая форма воздаяния – это механическое саморазрушение, которое происходит в душе Человека в момент совершения греха, а затем и в человеческом теле. Об этом мы уже говорили. По нашим нервам течет энергия мысли, преобразованная в динамический ток. В момент совершения любого негармоничного действия расстраивается внутренняя гармония организма. Именно расстроенная нервная деятельность организма приводит к девяноста процентам всех заболеваний. Это называется функциональной подосновой любого заболевания. — Ты хочешь сказать, что воздаянием за грех, по сути, является болезнь? — Именно болезнь. Не заболевание, а болезнь. Следует дифференцировать эти понятия. Заболевание означает, что заболело физическое тело. Понятие болезни шире. Это не только некий механический процесс, который происходит вследствие внесения в организм яда, действия вирусов или нарушение функции кровеносной системы, или неправильной работы желез… В понятие болезнь мы вкладываем всякий нравственный недуг Человека вообще. Человек, который позволяет себе ругаться – уже не здоров, Человек, который позволяет себе даже изредка напиваться – болен, независимо от того, что медицина его не признает алкоголиком. Почему он болен? Потому что он совершает негармонические действия: его мышление допускает это, следовательно, в его мышлении есть пробел, и в жизни его души тоже есть немалый вакуум. — Давай возьмем такой элементарный жизненный пример и с ним разберемся. Некий человек сунул руку в карман другому человеку и украл кошелек. Как может протекать процесс воздаяния за это действие, которое является грехом? — Точно так же, как я тебе обрисовал. В организме Человека в этот момент начинается дисгармоничный нервный процесс. — Да, но если вор убежден, что так и надо жить, что это правильно?.. — Логическая убежденность здесь приводит только к тому, что воздаяние будет в определенном смысле оттянуто, не более того. Так или иначе – совершается негармоническое действие. — Кроме того, причиняется боль другому человеку. — Естественно. И еще грешник входит в сущностный конфликт с голосом своей совести. Такой конфликт сам по себе вызывает дисфункцию нервных токов. Как правило, у воров и стяжателей вырабатывается либо рак желудка, либо печени. — Серьезно? А как это происходит? — Это связано с деятельностью психических центров, отвечающих за материализацию. Печень является воинствующим органом, потому что она стоит мощным барьером на пути всех токсинов, ядовитых веществ, шлаков и так далее. А желудок уплотняет энергии, переваривает пищу – это принимающий, концентрирующий орган. Психические центры, которые отвечают за то, что ты берешь из окружающего мира, располагаются в области желудка и печени. Если они начинают работать неправильно, то есть употреблять и требовать чрезмерное количество пищи и энергии – они употребляются раковой клетке. Раковая клетка использует больше веществ, чем она может поглотить, она пухнет и распространяет метастазы, поедая окружающие клетки. Точно таким же образом алчный, эгоистический Человек является злокачественным Человеком: он сам начинает действовать, как одна большая раковая клетка – стяжательство становится его главным принципом. — Но ведь мы не можем сказать, что все воры обязательно умирают от рака желудка? — Большинство из них заканчивают свою жизнь от рака. — А еще в чем может выразиться воздаяние? — Рак на самом деле – ничто по сравнению с глубокими муками совести, пустотой и отчаянием, которые приходят к этим людям под конец жизни. Об этом сказано у Екклесиаста: «Помни Создателя твоего во дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни, о которых ты скажешь «нет мне удовольствия в них». — Мы забыли еще и о человеческом воздаянии, ведь вор попросту говоря, попадает и в тюрьму, испытывая все, связанное с этим. — Это все – механизмы воздаяния: и тюрьма, и рак желудка и заболевания, поражающие руки этих людей… — Извини, но есть так называемые профессиональные заболевания, связанные с честными профессиями. Скажем, у плотников часто бывает отрезан палец, потому что плотник хоть раз да попадает рукой под пилу… Это что – воздаяние? — Нет, это наказание за невнимательность. Есть и немало плотников, у которых все пальцы на месте. — Шахтеры, к примеру, страдают силикозом… — Все это связано с тем, что некоторые профессии кармически обусловлены – мышлением, местом нахождения Человека и той интенсивностью, с которой вообще протекает у него воздаятельный процесс. Но есть шахтеры, которые, несмотря на многолетнюю работу под землей, остаются здоровыми людьми. Я сейчас не буду касаться кармической обусловленности профессиональных заболеваний. В данном случае действует карма группы людей, карма тождественности мышления и в значительной мере – тождественности греха. Заболевание рук у воров вызвано вовсе не долгим копанием в замках… А плексит у зубных врачей – не только тем, что бормашина передает постоянную вибрацию. — Итак, я понял, что болезнь является одной из форм воздаяния. Вор заболевает, как ты говоришь, раком желудка, у него болеет печень. А чем заболевает насильник, каково воздаяние ждет его? — Какой насильник? Насильник может быть маньяком, насильник может быть агрессором… — Ну, насильник-агрессор. — В первую очередь, заболевание печени и сердца. В Человеке есть два основных качества, регулирующие его взаимоотношения с окружающим миром, – милосердие и строгость. Антитезисом милосердия является болезненная жалость, она бессмысленна. Строгость без милосердия – это жестокость. Когда Человек не ассимилирует или неправильно использует какое-то из этих качеств (предположим, вместо строгости он проявляет жестокость), прежде всего поражается печень, потому что печень – это орган, отвечающий за победоносное распространение энергий в окружающий мир с целью водворить в нем определенный закон справедливости. Психический центр, управляющий печенью, по-древнееврейски так и назван – Netcah (победа). Центр сердца отвечает, с одной стороны, за раскаяние, но с другой стороны – за строгость и за энергии левой руки, которая выражает качество строгости и меча. Маг на картине Седьмого Аркана (Таинства Победы) в правой руке держит жезл, в левой – меч. То есть в первую очередь применяется милосердие и лишь затем строгость – только как необходимость перегруппировывания энергий и ограничения зла. — Мы сейчас говорим о воздаянии, которое происходит еще при физической жизни человека. — Я еще не коснулся всех механизмов воздаяния. Подобно тому, как рыба не может обитать на суше, так и Человек должен стремиться жить вне греха. Если же он погружает себя в грех, то попадает в среду, инородную ему. Человек грешен не по своей природе, а в результате отождествления себя с плотью и со своей ложной природой. Человек не есть плоть. Следовательно, и грех есть заблуждение – плод ложного представления о жизненных целях. Грех – это тьма, боль и разрушение. В его среде энергетические тела, которые существуют вокруг Человека, девять главных психических центров, начинают наполняться мраком. Почему? Потому что включается коагулирующая сила души. Следуя силе благого желания, Человек расширяется – он уподобляется хрустальному шару, который все более и более разрастается во внешний мир; его мышление стремится к вселенскому охвату. Если в Человеке вступает в действие противоположная сила, это ведет его к сжатию. И, таким образом, окутывая себя облаком мрака, Человек становится невидимым для Господа, вот что страшно. Человек может существовать, только обмениваясь со Вселенной своими внутренними энергиями и тем комплексом энергий, мыслей, веществ и сил, которые циркулируют в ней и которым грех не свойствен. На физическом уровне – это энергии света, воздуха, воды, земли, пищи; на уровне более тонком – это астральные и ментальные вибрации, которые проникают в Человека. Однако шишковидная железа грешащего искажает тонкие вибрации, постепенно он вообще становится неспособным их принимать и оказывается в вакууме своего греха. Значит, он лишается всех благ, которыми Господь дарит Человека, – всего того, что в мистической традиции было названо благодатью. Вдумайся – «благо дать», то есть данное нам благо. Формула «благодать» – это мистическое слово, которым ученик, занимающийся соответствующей практикой магического дыхания, наполняет свое сознание во время вдоха. Он визуализирует весь комплекс магических даров, входящих в него с дыханием. Ведь сказано, что воздух есть склад божественных мыслей. А Человек, отождествивший себя с телом и с грехом, закрывается для благодати. И это ведет к неизбежному воздаянию, ибо грех, окружающий его, не только существует как искажающая оболочка, но сам начинает давить на него, расстраивать его душевную и соматическую деятельность. Его душа начинает сжиматься. — Я не очень понял, что значит «грех, окружающий его»? — Человек грешащий окружает себя темным ореолом греха, который наполняет шесть из его девяти энергетических тел; и хотя последние три тела находятся вне греха, но они сворачиваются вовнутрь, сжимаются, не могут развиваться. Последовательность такова: вначале – физическое тело; потом – тело магнетическое, которое наполняет тело физическое и чуть-чуть расширяет его; затем – тело, которое осуществляет переход на уровень мира Астральных форм, – это так называемый мир Победы на физическом уровне, более тонкая энергия, чем то тепло, которое мы чувствуем. Дальше идет энергия мира Астральных форм. — Это третье тело? — Совершенно верно. — Четвертое? — Четвертое – это тело мира Свободы, энергия, которая тождественна энергии нашего раскаяния и осознания, идущая из глубины нашего сердца. Пятое тело – это энергия милосердия. Шестое тело – это энергия логики, это уже мир Умственных форм. Седьмое тело – это энергия мудрости; восьмое – энергия истины. И девятое тело – это энергия, отвечающая за связь Человека с Царством Божиим, то есть с миром Первопричины. Таким образом, у Человека есть физическое тело и восемь тонких тел, которые я только что обозначил. Три высших тела греху не подвластны. Мы уже говорили, что Дух не может болеть, но Дух может спать. Человек сам себе вводит духовную анестезию и начинает медленно засыпать. — Значит, у грешника эти три высших тела пребывают в спячке? — Да, они пребывают в спячке, усыпленные дурным выбором Человека. — Однако существуют разные степени человеческого грехопадения… — Правильнее сказать – глубины. — Вероятно, есть грехи более серьезные; есть грехи менее серьезные – вовсе не смертельные. Поясни здесь свою позицию. — Конечно, грехи могут быть различными по своей тяжести. Однако не будем забывать и о том, что на белых одеждах пятна черные особенно заметны. Мера человеческой ответственности и мера греха определяются уровнем развития Человека. То, что для алкоголика, лежащего под забором, будет почти праведностью, – для праведника будет грехом. То состояние сознания, которое для развратника и чревоугодника будет просветлением и покаянием, для праведника будет низким и тяжелым состоянием сознания и Духа. Чем выше мы восходим, тем с большими искушениями нам предстоит сталкиваться, и с большей ясностью перед нами встает вопрос выбора. Но так или иначе всякий грех – независимо от его тяжести – есть отступление от вселенского закона. — Выходит, что за один и тот же грех воздаяние у разных людей может быть разное. — Совершенно верно. — Что же, если человек находится на низком уровне сознания, то для него и убийство может оказаться не великим грехом? — Грешить для Человека непростительно вообще. Хотя, конечно, путь к покаянию остаться открытым. Непростительно – поскольку Человек является отражением всех великих и творческих законов Вселенной. Непростителен акт саморазрушения и искажения гармонии. Только варвар кромсает полотно великого художника. — Варвару это простительно, выходит? — Сказано: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». — Кто-то еще говорил: «Осуди грех и прости грешника». — С тех, которые ведали и все равно творили, спросится намного строже. И тем не менее, есть ряд грехов, которые считаются смертельными. Смертельными – в том смысле, что душа Человека, который совершает эти грехи, начинает разлагаться и умирать еще при его жизни. Такие грехи ведут к полной деструктуризации нервного и психического тока, психического состояния Человека. Они считаются смертельными еще потому, что расплата за них, как правило, – мучительная физическая смерть. Можно перечислить семь смертных грехов: убийство, пьянство, обжорство, разврат, кощунство, гордыня и сребролюбие. За эти грехи с Человека спрашивается семикратно. Они олицетворяют собой все пороки человеческие, собранные воедино. Если рассмотреть каждый из этих грехов, то мы увидим, что они все относятся к различным уровням сознания человеческой души. Так, например, убийство относится к печеночным проявлениям Человека – к проявлению агрессивной силы души. Чревоугодие, проявляя желудочные силы, является стяжательством на грубом уровне. Гордыня искажает дыхание Человека и поэтому она, как правило, ведет к раку легких. Алчность и сребролюбие влекут за собой другие виды воздаяния. — Сребролюбие имеет отношение к воровству или нет? — Самое прямое. — Человек может украсть булку, потому что он голодный. Никакого сребролюбия здесь нет. — Это не тот грех, который можно причислить к смертельным грехам. Воровство, которое стало смертельным грехом, несомненно, происходит из сребролюбия. А закоренение в грехе неизбежно приводит к разложению души. — Человек может согрешить раз, другой и – избавиться от своего греха… — Конечно. Но если Человек думает: «Я согрешу раз, другой, а потом избавлюсь от своего греха» – получается диалог бюргера с Господом. — Какие грехи можно назвать менее тяжкими? — Сколько людей, столько и грехов. Так же, как сколько людей, столько и болезней. Подобно тому, как болезнь носит в себе оттенок индивидуальности больного, так и каждый грех происходит из пороков конкретной личности и поэтому связан с индивидуальностью Человека. Неблагодарным занятием было бы перечислять грехи; в общем-то, все они – и более и менее тяжкие – коренятся в тех семи, которые были названы. — Насколько мне известно, Моисей дал десять заповедей. — Существует десять центров души Человека. Но семь резюмирующих центров на его срединном столбе собирают в себе энергии больших психических центров, ибо они лежат на пересечении их каналов. И грехи концентрируются в местах пересечения тех десяти каналов, которые обозначены Моисеем. Первая заповедь Моисея: «Слушай, Израиль, я есть Господь Бог твой, Бог ревнитель, карающий детей до третьего и до четвертого рода за грехи отцов, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим меня и соблюдающим заповеди мои. Да не будет у тебя других богов перед лицем моим». Мы уже говорили, что язычество не может быть названо греховным (хотя в то время именно из-за необузданного многобожия народ Израиля предавался всем порокам из-за отсутствия единой истины в сознании народа), и здесь говорится о грехе кощунства. В заповеди «Не пожелай жены ближнего твоего, ни дома ближнего твоего…» – речь идет одновременно о двух грехах: о разврате и о сребролюбии. А из сребролюбия происходит и стяжательство, и воровство, и эгоизм, который также связан с гордыней. — А куда отнести ложь, обман, лжесвидетельствование? — Грех лжесвидетельствования является отражением греха кощунства и греха гордыни. Лжесвидетельствующий есть тот, кто искажает истину; а искажение истины – кощунство перед лицом Бога. — Слово «кощунство» можно понимать неоднозначно. — Кощунство, согласно эзотерическому представлению, есть осквернение всякой святыни – вольно или невольно. У кощунства, так же, как у всякого иного греха, есть мера. Предположим, Человек попадает в языческое племя, ничего не зная о его обычаях, и нечаянно допускает фразу, оскорбляющую верования этих людей. Эта фраза может быть оправдана, если исходить из того, что он, допустим, христианин и вообще отвергает языческие культы; но она не может быть оправдана из этических соображений: к верованию любого Человека, если оно не граничит с сатанизмом, надо относиться с уважением. Таким образом он совершает грех кощунства, но поскольку это происходит по неведению, он совершает малый грех кощунства. — А малый ли грех кощунства был совершен, когда на Руси огнем и мечом насаждалось христианство? — Ты не дал мне договорить. — Получается, что христианство на Руси насаждалось путем смертного греха. — Безусловно, введение христианства на Руси сопровождалось актами варварства, вандализма и кощунства. Чтобы ни говорили о тех отцах Церкви, которые приняли мученическую смерть от язычников, не будем забывать, что те же отцы Церкви приходили с топорами на капища и с помощью военной силы вы-нуждали людей принимать их веру. Грех надругательства над чужой верой есть смертельный грех, независимо какой истиной прикрывается насильник. Сказано: нельзя прийти к Богу путями зла. Невозможно насадить истину путем угрозы и страха. Это всегда – грех, всегда обман, всегда ошибка. — Насилие над свободой совести и есть кощунство? — Да, так сказать можно, потому что совесть – это отражение единого Бога внутри человеческого сознания. Насилие – над свободой совести и над всем, что эту свободу совести представляет на Физическом Плане. — В некоторых религиях в свое время такое насилие над свободой совести других людей считалось чуть ли не духовным подвигом. — Это заблуждения агрессивных людей. Но кощунство – не только надругательство над свободой совести. Это осквернение и попрание всякой святыни – в любой форме. — Чужой святыни? — Да, чужой святыни и своей также. Между осквернением и насилием есть существенная разница. К примеру, Человек, пародирующий текст Евангелия и издевающийся над ним, не насилует ничью совесть, однако пятнает собственный Дух и бросает комки грязи в нечто совершенно чистое. — Ну, а если это человек неверующий, убежденный атеист, – такой грех, наверняка, ему должен проститься? — Всякий грех может быть Человеку прощен при соответствующей мере раскаяния. — Он не понимает, не ведает, что творит… — Ответственность лежит даже на тех, кто не ведает, что творит, ибо совесть есть внутри у каждого Человека. Даже воинствующий материалист (есть такая категория людей) способен слышать голос своей совести. Каждый раз, когда Человек изрекает какое-то богохульство или кощунство, он испытывает огромный дискомфорт на уровне совести. Он пытается его заглушить всевозможными псевдонаучными, псевдоэтическими и групповыми соображениями, но конфликт с голосом собственной совести присутствует всегда при совершении греха. — Давай все же конкретно коснемся некоторых грехов, прежде чем подойдем к основному и, на мой взгляд, самому тяжелому – убийству. Например, пьянство, я так понимаю, потому является смертельным грехом (закоренение в пьянстве), что уничтожает человеческое сознание. — Нет, здесь ты ошибаешься: не закоренение в пьянстве, а всякий акт опьянения. В Древнем Египте была прекрасная фраза: «Если бы только знал Человек, как мерзостно Богу опьянение». Именно состояние опьянения является смертным грехом. — Состояние сильного опьянения? — Да, такое состояние опьянения, когда Человек теряет контроль над разумом и речью. Еще Магомет сказал: «Да будет проклято все, что делает Человека пьяным!» Речь идет о том, что алкогольное опьянение низводит Человека до уровня животного, потому что в этот момент влияние Духа на его душу и тело практически прекращается, то есть вызывается сильнейшее плановое разобщение, разобщение энергетического строения души и Духа. — Это все понятно. Но человек может быть хроническим бытовым алкоголиком и не доходить до такого состояния, о котором ты говоришь. Он может ежедневно слегка выпивать, чтобы расслабиться; постепенно его организм попадает в зависимость от алкоголя. Ему это необходимо; однако контроля над разумом и речью такой человек не теряет. — Того греха, о котором говорилось, может быть, такие люди и не совершают, пока не напьются. Состояние, которое ты описываешь, является тяжелейшей психосоматической болезнью, формой наркологической зависимости, которая низводит Человека до уровня раба. Отними у него рюмку – он превратится в животное, затравленное своими комплексами, своей неуравновешенностью и своей агрессией. Таким образом, для этих людей алкоголь – способ ухода от своих проблем. Они превратились в беглецов, которые бегут и получают один за другим удары в спину, потому что бегущий всегда получает удар в спину. Скрывающийся заведомо виновен. Играющий с Богом обречен проиграть.
|