Есть ли какая-то предопределенность наших конкретных жизненных шагов, из чего складывается человеческая биография?
Провидение и предопределенность – совершенно противоположные понятия. Провидение – это освобождающая энергия, абсолютная свобода, абсолютный закон любви, абсолютное творчество, которым чужды любые концепции о человеческой жизни. Провидение имеет свой план относительно жизни многих продвинутых людей, которым суждено принести на Землю Его волю. Если такой Человек вдруг уклоняется от своего долга, Провидение может каким-либо достаточно болезненным способом вернуть его на путь. Но все равно это происходит в соответствии с желанием Человека – быть сотрудником Провидения. Таким образом, Господь бдит над теми из своих сынов и дочерей, которые действительно осуществляют его план. Относительно других людей, которые пока проявляют в своей жизни не так много сознательной воли, действует общий план. Каждый из них попадает в те обстоятельства, при которых дух стимулируется к развитию и может подняться на несколько ступеней в своей эволюции. Чаще - Человек от этого отказывается. И все равно такие ситуации будут посылаться снова и снова. Это подобно взаимоотношениям мудрого отца и блудного сына. Отец все время посылает блудному сыну вести, предлагая ему вернуться в дом… И рано или поздно сын ощутит скорбь по отчему дому. Ты обрисовал, как бы, генеральную линию. Но объясни простыми и ясными словами, как складывается биография обычного человека? Вот, он родился, подрастает, окончил школу, поступил в какой-то институт; например, стал инженером, потом построил какой-то мост. Или не сделал этого. Существует ли какой-то архитипический замысел Провидения об этих жизненных шагах? Или они – проявление только свободной человеческой воли? Есть ли какой-то замысел и о дне кончины обычного человека? Начнем с того, что «Архетип» (по-гречески Arkhetupos) – понятие строго духовное, происходит оно от слова «Arkheos» – «Дух, Первопричина». Поэтому архетипический замысел может существовать только о вещах созидательных и служащих Духу (например, о прекрасном инженерном сооружении, о прекрасном произведении искусства), о лучшем, что может быть в человеческой жизни. Это касается ее кульминационных моментов, сопряженных с событиями и состояниями, в которых духовные вещи проявляются в наивысших полноте и ясности. Архетипического замысла о человеческой скорби, о несчастьях – не существует. Они формируются исключительно свободным выбором и кармой Человека. Но существует архетип кармы и архетип закона кармы. И сообразно кармическому закону в жизни Человека совершается очень много. Таким образом, даже его боль и страдание несут огромный духовный смысл. Архетип трансформации вложен в негативные переживания. Но архетип не формулирует и не моделирует сами негативные переживания. В старом тибетском тексте говорится: «Карма управляет, карма дергает за нитки, карма режиссирует, карма – великий танцор». Теперь – что касается дня кончины. Как написано в псалме у Асафа, «Скажи мне, Господи, какое количество дней моих, чтобы знал каков срок мой». В другом псалме Асаф как бы продолжает этот внутренний диалог: «И думал я, как бы мне уразуметь это, но трудным это было в очах моих». Нет, Господь не промысливает количество дней каждого Человека от рождения до смерти. Наша воля, хотя и не может дать нам физического бессмертия (оно не нужно Человеку), может отдалить или приблизить уход с Физического Плана, а состояние воли Человека, в свою очередь, определяется приятием или неприятием Великого Закона. Наше приятие или неприятие великого закона отдаляет или приближает ее. Бог не предопределяет нашу физическую смерть, равно, как и духовную смерть. Он дает законы, в соответствии с которыми жизнь Человека развивается, исчерпывается или, наоборот, продолжается после того срока, который мог быть ранее определен кармическим законом. Например, Человек, сообразно сформированной карме, должен оставить эту землю в возрасте пятидесяти лет. Но если в нем развиваются какие-то очистительные процессы: если он трансформируется, не теряет интереса к жизни и ощущает, что ему есть, что сказать людям, сделать для них (и в своих молитвах обращается к Создателю с тем, чтобы ему был отпущен больший срок на этой земле), то «приговор» кармического закона может быть отменен. То есть значительная часть старой кармы будет трансформирована, и Человеку будут даны новые возможности. Я вынужден еще раз повторить вопрос о предопределенности наших обычных жизненных шагов. Станет ли человек инженером или водопроводчиком, встретит ли он ту или другую женщину, родятся ли у него те или другие дети? Об этом идет речь. Архетип не промысливает ничего, кроме самых важных, священных и глубоких явлений в человеческой жизни. Но и они не предопределены - Человек может от них отказаться в любой момент. Отказался - пожалуйста, Бог это отложит, потом даст Человеку другие возможности в этой или в следующей жизни. Что касается предопределенности встреч с конкретными людьми, каких-то конкретных жизненных событий, то закон кармы вводит Человека в контакт с соответствующими звездными влияниями, карма и звезды моделируют его жизнь. Такова жизнь большинства людей. И это происходит до тех пор, пока они не поймут, что часто действуют как марионетки под влиянием своих собственных неосознанных сил, окружающих обстоятельств и звездных влияний, и не пожелают внести больше творческой воли в свои действия. Тогда в жизнь Человека приходит архетипический замысел.
|