Каковы основные значения понятия «культура»?
Термин «культура» произошел от латинского cultura, что означает «возделывание», «обрабатывание», «уход». Здесь речь идет о возделывании земли, обработке почвы и т.п. Соответственно под «культурой» понималось и земледелие как таковое, сельское хозяйство. Но в то же время «культура» означала «воспитание», «образование», «развитие», и здесь речь шла о человеке, о развитии его способностей и природных задатков. И последнее значение — «поклонение», «почитание», что свидетельствует о близости латинских терминов «cultura» и «cultus» (культ). Таким образом, культура — это нечто, созданное человеком, т.е. преобразованная природа. Преобразование, уход, обработка свидетельствуют о том, что создается «вторая природа», которая требует человеческого участия. Итак, понятие «культура» предполагает наличие и соотнесение с другим понятием — «натура» (natura — природа), на фоне которого культура выступает продолжением и преобразованием имеющегося, данного от природы человеку. Но так же, как человек преобразует и улучшает природу, он преобразует, формирует и воспитывает себя. При этом природа не выходит из сферы поклонения и почитания, ведь культура — это поклонение и почитание, прежде всего родителей и богов, а боги репрезентируют природу, выступают ее представителями. Глава семьи осуществлял религиозные обряды и руководил религиозными празднествами. Здесь не существовало единообразных правил, каждая семья имела свои обряды, праздники, молитвы и посвящения, т.е. пользовалась полной самостоятельностью в отправлении религиозного культа, которое закреплялось за главой семейства. У каждого в семье были священные обряды, передаваемые по родовому принципу, были свои боги. Наряду с этим выделялась земледельческая религия, в которой культовый и земледельческий календарь объединялись в единое целое. Земля, растения, животные имели сакральное (священное) значение, единый священный порядок, в который человек вписывался, соблюдая обряды и посвящения. Итак, культура предполагает присутствие природы и человека, соответственно cultor — это возделыватель, землепашец, скотовод, т.е. поселянин и земледелец. А поскольку в классической античности люди жили в полисах (городах-государствах), то cultor — это еще воспитатель и наставник как в делах семейных (прежде всего религиозных), так и в делах общественных (гражданских). В культурной (культовой) практике основная роль отводилась культам городских богов, которые защищали общественную и частную жизнь граждан. Исследователи считают, что не было города, даже самого древнего, который бы не знал времени своего основания, так как любой город сохранял в своей памяти образы богов — основателей города и следовал священным церемониям, празднуя годовщину города и совершая культовые жертвоприношения. Культовая сторона гражданской жизни древних греков и римлян свидетельствует еще об одной важной стороне культуры — она воспринимается ее носителями как нечто священное (освященное веками), подлежащее безусловному сохранению и требующее божественного почитания и поклонения. Более того, чувства родины и свободы (за пределами родного города человек оставался без защиты, т.е. рабом) для древнего грека, как отмечает известный эллинист Макс Поленц, были связаны с религиозными (культовыми) представлениями. Трансформация термина «культура» в римской античности свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием. Общий контекст этой трансформации — человеческая ученость, образованность, для обозначения которых как базовое использовалось понятие humanitas. Человек (homo), если он человек воспитанный (humanus), достигает этого состояния не только благодаря природному нраву (natura), но и на основе воспитания.
Каковы основные формы культуры? Основные формы культуры — это формы ее предметного бытия. Культура — это в первую очередь мир окружающих человека вещей, созданных человеком, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Культура — это обработанная, «очеловеченная» и в этом смысле «окультивированная» природа. Таким образом, окружающие нас вещи (материальный мир культуры) предстают как мир «оживших предметов», начиная с бытового окружения и завершая произведениями искусства, бесценными шедеврами, которые созданы человеческим трудом. Это то, что отличает наш мир от саму себя воспроизводящей природы. И чем больше человек научается видеть этот культурный смысл окружающей его «второй природы», не оставаясь только на уровне утилитарного пользования вещами, а, осознавая их значение, их культурную ценность, тем более будет у него оснований самим стать культурными. Духовная культура, так же как и материальная, — это то, что создано человеком, но произведения духовной культуры не несут утилитарного назначения, они направлены на формирование у человека этических и эстетических ценностей, художественного вкуса и интеллектуальных потребностей. Истина, добро и красота объединяют основные сферы духовной культуры — науку, искусство и нравственность. Предметный мир культуры включает в себя три сферы: 1. Все, созданное человеком, произведенное материальным и духовным трудом, вся материальная и духовная действительность, включающая в себя как средства существования человека, так и его духовный мир — искусство, литературу, религию, философию. 2. Сам человек и степень его окультуренности, достигнутая индивидом и обществом и характеризующаяся наличием определенных социальных и профессиональных слоев, групп и институтов: жрецы и писцы в древних цивилизациях, ремесленные цеха и гильдии в средневековой Европе, «малая» и «большая» наука в культуре Нового и Новейшего времени. 3. Алгоритмы человеческой деятельности, способы, формы и методы. В этом случае говорят о культуре как о заученном поведении, комплексе образцов поведения, совокупности образцов, определяющих жизнь. Следовательно, определив основные сферы культуры, ее предметное бытие, можно выделить и три соответствующие им формы: 1. Материализованные предметы материальной и духовной деятельности человека. Здесь, в результатах этой деятельности, нашли свое воплощение особенности этой деятельности в различных типах культуры, на определенных этапах ее исторического существования. 2. Субъекты, творцы и носители культуры. Здесь культурология опирается на этнографические описания культур, на социологические измерения общества. Однако в отличие от социально-философского рассмотрения общества, культуролог доводит свое исследование до глубинного культурного слоя, выделяя национальный характер народа, особенности его менталитета и нравственности. 3. Институциональные связи и механизмы, посредством которых субъективная деятельность индивидов переходит в объективный план. Здесь речь идет не столько о том, что производят, сколько о том, как производят, каково культурное лицо (обычаи, нравы и традиции) этноса. И это как характеризует, прежде всего, способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению. Для трех сфер объединяющим основанием всех выступает культура как способ самообновления человеческого бытия, а поскольку человек — это родовое существо и жизнь его невозможна все общества, то культура есть самообновляющееся в процессе человеческой деятельности бытие родового человека. Весь мир человеческой культуры (как материальной, так и духовной) предстает живой и самовозобновляющейся субстанцией, основание этой субстанции — алгоритмы, способы, характеристики трудовой, художественной, интеллектуальной деятельности человека. ЛИТЕРАТУРА Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
|