Существует ли прогресс в культуре?
Ответ на этот вопрос зависит от понимания природы культуры, характера осмысления богатейшего фактического материала исторического развития культуры. В культурологии существуют два основных подхода к проблеме прогресса как развития от менее совершенного к более совершенному состоянию культуры. Первый подход опирается на очевидность смены этапов развития культуры как обогащения системы ее ценностей, развития всех форм жизнедеятельности человека. В рамках этого подхода множество форм и типов культуры при всем их различии образует единую линию духовного и материально-производственного развития человечества и воплощают прогресс культуры как выражение целостности ее природы и единство культурного многообразия. Второй подход ставит под сомнение наличие культурного прогресса как поступательного развития единой культуры, исходит из понимания ее различных типов как локальных, автономных, имеющих свой жизненный цикл (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин), как инвариантов культурных систем, несводимых друг к другу. Это, естественно, сужает возможности их сравнения, ограничивает понимание прогресса рамками «своей культуры», цикличности ее развития, причем преимущественно в духовной сфере. Вопрос о прогрессе культуры — это также вопрос о преемственности элементов и ценностей культуры в поступательном историческом развитии общества; во взаимоотношении различных исторических эпох и периодов развития человека, отдельных стран, народов и сообществ. Выделение единства и целостности культуры, выступающей как способ организации человеческой деятельности в процессе ее прогрессивного преобразования, преемственности ее непреходящих ценностей на различных этапах развития общества, может быть осуществлено через осмысление сущностных родовых характеристик человека, связанных с его практически-преобразовательным отношением человека к окружающему миру, безграничностью его познавательных и практических возможностей, способностью действовать по логике всех вещей и предметов. Поэтому важнейшей сущностей родовой характеристикой человека выступает его потенциальная универсальность, бесконечность и всеобщность. Конечно, в каждый конкретный исторический период человек ограничен всей совокупностью природных и социальных условий. Однако место и роль человека в познании и практике задаются его сущностной родовой универсальностью и всеобщностью. Поэтому развитие жизнедеятельности человека и прогресс культуры как способа и формы организации этой жизнедеятельности выступают в виде процесса разрешения противоречия между потенциальной универсальностью и его актуальной ограниченностью, определенной эпохой, системой норм и ценностей. Именно при таком подходе появляется возможность выявить критерий прогрессивного развития культуры. Каждый новый тип культуры, способ практической и познавательной деятельности, социокультурная норма, система ценностей, правила, регулирующие отношение человека к природе и самому себе, можно считать более прогрессивными, если в каждом конкретном случае они будут способствовать разрешению указанного противоречия, переходу человека на новую ступень в его способности к универсальности и всеобщности. ЛИТЕРАТУРА Культурология / Отв. ред. Г.В. Драч. Ростов н/Д, 1998.
|