Правомерно ли говорить о культуре личности, того или иного сообщества (группы), о культуре человечества?
Да, вполне правомерно. Если интерпретировать культуру как «умение делать», как характеристику установки сознания, его нацеленности во вне — на мир и внутрь себя — на собственные глубины духа, то следует определить, кто субъект, т.е. реальный носитель этих свойств. О культуре можно говорить, рассматривая ее как бы на разных уровнях. Вся гамма многочисленных субъектов — носителей культуры — расположена между родом и индивидом, между всем человечеством и каждой уникальной индивидуальностью. Например, можно рассматривать культуру человечества периода «осевого времени» (по К. Ясперсу), общечеловеческую культуру в ее наиболее общих понятиях так, как она представлена в конце XX в. Можно рассматривать конфессиональные (вероисповедальные) черты культурных субъектов (христианская, исламская, буддийская, иудаистская, индуистская и другие религиозно окрашенные культуры), можно характеризовать культуру формационно (феодализм, капитализм, социализм) или цивилизационно (Запад — Восток, культура доколумбовой Америки, культурные черты народов-кочевников) и по социально-классовым моментам (дворянская, крестьянская, буржуазная, пролетарская), по профессиональным признакам (врачебная, учительская, коммерческая и т.д.). Можно сказать, что субъект (носитель и продуцент) культуры предстает в виде группы (сообщества) людей, соединенных объективными свойствами и связями в целостное качественно специфичное образование. Такими субъектами выступают не только общности, но и учреждения, организации, объединения (государство, партии, союзы, коммерческие и финансовые группы и т.п.). В самом общем виде разворачивается такая цепочка субъектов деятельности: личность (индивидуальность), малая (контактная) группа, социальные институты, организации и объединения, классы, сословия и иные субъекты социального расслоения (стратификации), этносы, страны-государства, региональные группировки, человечество (родовой субъект). Каждый из этих субъектов обладает своей культурной спецификой, выступает как субъект культуры. Любой из «сложных» субъектов включает в себя системные элементы, выступающие в свою очередь как относительно самостоятельные единицы деятельности. Поэтому резонно говорить, например, о национальной, молодежной, городской, сельской и т.п. культуре как о субкультурах. Субкультуры обычно имеют систему норм ценностей, отличную от ценностей большинства, входящего в то или иное сообщество. Если же какие-то черты субкультуры конфронтационны по отношению к доминантной (господствующей) культуре, то в этом случае говорят о контркультуре. Примером таких контркультур могут быть персонажи «системы молодежного ухода от социальности» в нашей стране или нашумевшее движение «хиппи» на Западе. ЛИТЕРАТУРА Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
|