Что такое традиции и новации, канон и органон в культуре? Как они взаимосвязаны?
С позиций одной из современных отечественных концепций культуры («деятельностной», «технологической») культура представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур, норм, ценностей, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, причем всей деятельности, взятой во всех отношениях и измерениях. Понимаемая таким образом культура выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни, является своего рода принципом связи человека с предметом, способом его вхождения в социальную жизнь. Процесс культивирования человека характеризуется развитием способностей пользоваться тем, что в своей истории создало и накопило общество, овладение этими способами. При таком видении сущности культуры на первый план выдвигается такая ее черта, как воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям. Она требует выражения в таких понятиях, как, например, «схема», «алгоритм», «код», «матрица», «канон», «эталон», «парадигма», «стереотип», «норма» и «традиция». Перечисленные понятия вышли из различных областей знания и несут разную смысловую нагрузку, но их объединяет то, что они выражают момент устойчивости в изменяющемся содержании деятельности, переноса этого содержания, трансляции образов, поддержания непрерывности исторического процесса, связи его ступеней. Во всех этих понятиях высвечивается одна важная сторона сущности культуры — ее способность давать достаточно четкие предписания о выполнении в определенной последовательности некоторой совокупности актов, образующих в своем единстве деятельность. Такая алгоритмичность внутренне присуща культуре и выражает хотя и мягкую, но все-таки формализованность культурных явлений. Культура побуждает к действию «по правилу», по более или менее очерченным линиям. Транслятор деятельности, аккумулятор исторического опыта, суммированный разум прошлого (и его неразумие) — все это культура. Не случайно одной из центральных категорий философии культуры выступает культурная традиция — то, что стабилизирует общество, обеспечивает воспроизводство прошлого в настоящем, дает возможность актуальным поколениям опереться на опыт прошлого. Передающиеся от поколения к поколению системы последовательных правил деятельности (и оценивающих их смыслов) в интегральном единстве составляют технологию деятельности, являющуюся сущностью культуры. Однако ими не исчерпывается суть культуры. Предписания, поступающие по стреле времени, как эстафета от предков к современникам, а от них к потомкам, от содеянного к намеченному — это лишь одна из составляющих культуры. Если остановиться только на ее рассмотрении, то культура предстанет монотонным, жестко прямолинейным процессом повторов, воспроизведений. Вся действительная история культуры с ее многогранностью, неиссякаемым богатством форм, проявлений не может быть втиснута в прокрустово ложе застывших схем. Они необходимы, но выражают лишь один из аспектов культуры. Культура как способ деятельности — это не замкнутая, а открытая система. Ее предписания (традиции) содержат в себе возможности корректировки, разлома, преобразования, порождения иного, новаций. Сохранение и отрицание, удержание и дерзновенное преодоление — в этих коллизиях пульсирует живое тело культуры Противоречивая связка традиций и новаций — одна из ее фундаментальных особенностей. Культура, взятая в своем динамическом аспекте, невозможна без творчества, т.е. формирующей деятельности, порождающей новую (креативную) активность. Вне культуры, представляющей собой целостную систему норм и смыслов, символов и ценностей, творчество хаотично, безопорно. Но и культура вне творчества, лишенная инноваций, не отвечала бы собственному определению. ЛИТЕРАТУРА Кр у глава Л. И. Основы культурологии. СПб., 1995. Лотман ЮМ. Культура и взрыв. М., 1992.
|