Как соотносятся высокая и корневая, демократическая и элитарная культуры? Что такое «масскулът»?
Явления культуры всепроникающи. Они пронизывают все уровни человеческой жизни. Любой акт человеческой деятельности может быть охарактеризован в культурологическом смысле. Но явления культуры хотя и взаимосвязаны, но вместе с тем неоднородны, отличаясь друг от друга характером субъекта культуры (ее продуцента и потребителя), его положением в сетке социального расслоения (стратификации), эпохальной, цивилизационной и этнической принадлежностью. Культуры различают, например, «по уровням». Принято различение первозданной, исходной, корневой (народной) и «высокой» (профессиональной) культуры. Корневая культура — это та, которая порождена в глубинах народного духа, вырастает в повседневной трудовой деятельности, непосредственном бытовом общении, прорастает как бы безавторно, анонимно. Никто не знает изобретателя колеса или первоавтора эпосов, неизвестен облик тружеников, чьими руками воздвигалась пирамида Хеопса. Точно никто не скажет, как возникли сказки и пословицы. Известная мысль о том, что народ создает музыку, а композиторы лишь ее аранжируют, оформляют, как нельзя более точно выражает суть корневой культуры. Это та деятельность, которая массовидна, исходна, глубинна. В ходе истории возникла и та культура, которую принято называть «высокой», т.е. создаваемой выделившимся из общей массы слоем творцов культуры: художников, ученых, изобретателей, нравственных проповедников, религиозных пророков, политических вождей, самобытных педагогов, предприимчивых хозяйственников. Как правило, свершения «высокой» культуры имеют своих авторов, их уникальная индивидуальность оставляет неизгладимый след в культурном процессе. В них и через них наиболее адекватно представлен менталитет народа, черты эпохи. С их деятельностью связаны прорывы в будущее, принципиальные инновации, творческие взлеты, продолжения, но и преодоление традиций. Иное соотношение демократической и элитарной культур. «Элите» (родовой аристократии, финансово-промышленным магнатам, политическим лидерам, обладающим властными возможностями) присущи некоторые культурные стандарты. Элитные группы склонны высокомерно относиться к «плебсу», лелеять собственные ритуально-этикетные особенности, дистанцироваться от масс, гипертрофировать формальные моменты. Демократический пласт культурного бытия неотделим от деятельности тех, кто трудится на поле, за станком, в школьном классе и т.п. Это пласт жизни «демоса» (с учетом тех конкретно-исторических модификаций, которые выявляются именно как «народные»). Это более «вольная» культура, менее формальная. В XX в. появилась и та форма культурной жизни, которую называют «масскульт». Для масскульта характерны стандартизация культурной деятельности, ее профанация, активное тиражирование с использованием средств массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть, масштабный издательский бизнес, рекламный натиск и т.д.). Масскульт внутренне противоречив: с одной стороны, благодаря масскульту становятся доступными для масс ценности высокой культуры, а с другой — он вульгаризирует их, подменяет подлинность «копийностью», делает заурядным общение с искусством, наукой, нравственными призывами, порождает конформизм, усредненность. ЛИТЕРАТУРА Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.
|