Каковы культурные достижения Древнего Китая?
Культура Древнего Китая, история которого, начиная с эпохи неолита, насчитывает не менее семи тысяч лет, стала основой средневековой и даже современной культуры этого древнего мирового региона. Устойчивость культурных традиций в континентальном Китае объясняется его «отторженностью» от внешнего мира. Это не только Великая китайская стена, опоясывающая границы Поднебесной, но и психологическая отстраненность от происходящего за ее пределами. Без достижений китайской культуры, распространившихся, тем не менее, по всему миру, — изобретение шелка, бумаги, пороха, компаса и т.п. — невозможно представить себе мировую культуру, которая вбирала их на протяжении многих веков. Но по сравнению с европейской наукой эти достижения имеют в Китае совершенно иной мировоззренческий и научный контекст. Основные мировоззренческие ценности Китая — природа и поддержание в ней существующего порядка. Несмотря на необходимость проведения больших гидротехнических работ (сооружение дамб, рытье каналов и т.д.), китайская философия и наука не обосновывают право человека на изменение «естественного порядка», существующего в природе, на «навязывание» ей законов, открытых в лаборатории, на проведение экспериментов, в которых природа обязана отвечать на поставленные ей вопросы. Эту китайскую науку английский науковед Дж. Нидам называет «организмической» в отличие от европейской, «механистической». Китайской культуре свойственны традиционализм, бережное и внимательное отношение к многовековым традициям, окрашенным одушевлением, оживотворением природы, чувством глубокого единства и родства с окружающим миром. Вся китайская природа населена живыми существами, китаец поклоняется ей и не мыслит человеческой жизни вне ее (для обозначения такого отношения к природе используют термин «гилозоизм»). Особенность китайской культуры состоит в том, что гилозоизм как одушевление, оживотворение природы соединяется в ней с рационализмом, наиболее отчетливо проявляющимся в китайской рассудительности, церемониальности (что также свидетельствует о глубокой приверженности к исторической традиции), рассудочности. Это сочетание дает уникальный культурный результат — удивительное чувство природы, способность видеть в миниатюре целое, в детали — мироздание (например, цветок сливы как символ мироздания). Человек в этой культурной системе стремится не к подчинению природы, а к укоренению в ней. Принцип невмешательства в естественный ход событий — принципиальная культурная установка. Человек стремится не к подчинению природы, а к жизни в соответствии с природой и в природе, чему служит вся рациональная мудрость, которая не принимает форму экспериментирования с природой и производства новых технологий. Современный Китай, вполне владея достижениями современной науки, в то же время сумел сохранить традиционалистский тип культуры, который объединяет огромные массы людей в единое культурное целое. Символом китайского традиционализма выступают культ Неба и сакрализация власти правителя. Император — Сын Неба — удерживал мировой порядок, не вмешиваясь в ход событий, сидя на своем престоле и «смотря на все четыре стороны света». Император — это глава единой большой семьи, долг каждого человека — следовать естественному. Значимость этого культурного образца отражена в словах великого китайского мудреца Конфуция: «Правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». В Китае был создан тип городской рациональной культуры, но с рационализированным, административным управлением, при этом чиновники-управленцы не сформировались в замкнутую касту. Уже в середине IV в. до н.э. занятие административных должностей связывалось не со знатностью рождения, а с заслугами (в первую очередь, военными) перед государством и знаниями, о чем свидетельствует знаменитая экзаменационная система занятия административных должностей. Рационализм как культура управления присущ всей истории Китая; с ним в определенной степени связана ритуализация общественного поведения («китайские церемонии»). Формирование древнекитайской культуры как единого культурного типа произошло в эпоху «Воюющих государств» V—II вв. до н.э., когда из сражающихся между собой государств выделяются семь могущественнейших. В этот период создались предпосылки для образования огромной Китайской империи от пустыни Гоби на севере до Южно-Китайского моря на юге, от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе, которая просуществовала вплоть до конца II в. н.э., а сложившийся культурный тип жизнеспособен и в настоящее время. Благодаря культурной преемственности, в Китае был создан уникальный, неповторимый тип древней цивилизации с единой системой административно-хозяйственного управления, т.е. с централизованной властью и бюрократической системой управления и сакрализацией императора — Сына Неба. Культурная преемственность сделала возможным синтез архаической культуры, первобытных магических обрядов и новой рациональности. Этот синтез воплотился в единой системе рациональных правил управления и ритуальных общественных нормах, что позволило ему стать частью общего рационального миропонимания, в основе которого лежало признание естественного миропорядка как самодостаточного органического и самовоспроизводящегося цикла. Задача разума заключалась в следовании всеобщему, пути дао, в распознании этого порядка, в приобщении человека к гармоническому единству, существующему в Поднебесной. ЛИТЕРАТУРА Древние цивилизации // Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. Петров М.К. Античная культура. М.,1997. Чанышев А.Н. Курс лекций подревней философии. М., 1981.
|