Какова сущность христианства и в чем его роль как явления культуры?
Христианство оказало большое влияние на развитие европейской и мировой культуры. Оно имеет социальные и духовные, религиозные истоки. Социальные истоки христианства связаны с потребностью мировоззренческого освоения и обеспечения нарождающейся новой реальности — феодальных отношений, требующих во многом нового понимания и реализации личной свободы. Если в языческой античности свобода и гражданство взаимообусловливали друг друга, то феодализм предполагал свободу человека как отказ от гражданства, поглощающего личность, а также от рабства, сковывающего развитие производства. Христианство в значительной мере было подготовлено греко-римской духовной культурой, в которой появляются имеющие принципиальное значение для христианства идеи Бога как бесконечного духа, связи человеческой души с Божеством, внутренней свободы человеческой личности в ее отношении к внешнему миру, его противоположность миру духа, потребность в искуплении, наконец, идея Логоса как посредника между Богом и людьми. В становлении христианства большую роль сыграли религиозные тенденции позднего эллинизма — синкретизм (взаимное проникновение) различных верований, в частности восточных мифов о страдающем, умирающем и воскресающем боге; сближение всех религий, усиление идеи единобожия; индивидуализация религии как личного дела человека; необходимость чуда, сверхъестественной помощи для избавления от греховной земной жизни, враждебной человеку; личностное понимание абсолюта. Как мировая религия христианство представляет собой соединение веры, культа, этики и социальной организации. Основные идеи христианства — греховность человеческого рода, спасение, необходимое каждому человеку; искупление грехов перед богом, сострадание. В христианстве религией становится всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям в их сыновности Божьей, равенство людей перед Богом. Христианство явилось удачным ответом на потребности масс в положительном идеале. Оно ставило перед людьми новую цель, соединяя надежду на личное бессмертие с надеждой на всеобщее спасение и обновление в ожидаемом царстве божием, обосновывало идею братства людей, равных в грехе и искуплении, санкционировало разрыв верующих с враждебным им земным миром. Христианство во многом отличается, часто до противоположности, от античного язычества. Для христиан характерны: ориентация на внутренний мир человека (для античного язычества — на внешний); вера в чудо, авторитет (разум); греховность земной жизни (радость земного бытия); приоритеты духовного над телесным (культ телесного бытия); смирение человека (активность); аскетизм (полнота жизни); установка на улучшение человека (помощь) и др. Последнее является важной особенностью христианства как выраженной нравственной религии, имеющей установку на духовное совершенство человека с целью пробудить стремление к единению с Богом и тем самым обрести лучшую жизнь. Вместе с тем христианский Бог есть глубочайшая тайна (Бог сокровенный), он таинственно объемлет людей, будучи абсолютно независимым от них. Бог-творец является и высшей этической ценностью как воплощение любви ко всем людям, почитающим его. Среди ценностных ориентации христианства ведущее место занимает учение о том, как должен жить человек, в чем смысл его бытия. Впервые моральные заповеди были сформулированы не только как запреты, но и как рекомендации, направленные на улучшение человека: целью его жизни становится спасение через духовное совершенствование. Христианство знаменовало собой становление новой культуры, в которой человек признавался личностью, воспринимался как земное воплощение Бога, а сам Бог — как воплощение любви к людям, как небесное воплощение Христа. Основные положения христианства изложены в Библии, его сущность выделена в 12 принципах «Символа Веры», принятого Никейским собором (325) и конкретизировано последующими Вселенскими соборами. Быстрый рост популярности нового учения обусловлен актуальностью идеи сверхъестественного спасения в условиях краха надежд на реальность освобождения человека от угнетения и нищеты. В христианстве социальный протест переводится в моральный. Несовершенство человеческих отношений объясняется изначальной греховностью человека, что делает естественными пассивность, проповедь терпения, мечты о лучшем мире на «том» свете. Христианство объединило народы Европы, придало смысл их существованию в ожидании царства Божия, внесло историзм в понимание развития культуры (от Адама и Евы и Рождества Христова до Страшного суда). Христианство стало первой религией, способной влиять на огромные массы самых разных людей-единоверцев. Оно высветило роль духовной жизни человека, внесло в мировоззренческий хаос народов наступающего средневековья начало внутреннего, религиозного единства, духовной общности, тем самым способствовало созданию во многом всеобъемлющей европейской культуры./ ЛИТЕРАТУРА'. ] Введение в культурологию. М., 1995.• Гече Г. Библейские истории. М., 1989.
|