Каковы отличительные черты культуры Древней Греции?
Культура Древней Греции составляет фундамент и основное содержание европейской образованности. Математика, астрономия, физика, идеи греческих ученых навсегда вошли в историю европейской науки. Греки положили начало европейской литературе, искусству и философии. Трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида говорят об извечной борьбе человека с судьбой за преодоление сущего в пользу должного. Именно греческая культура открыла человеческие измерения мира, показала человека творцом культуры, ее созидателем. Греческая культура слагает гимн человеку и в то же время видит трагичность и разорванность человеческого бытия. Стремление к счастью, гармонии отличает греческую культуру, в то же время ей свойственна тема трагичности и пессимистичности. Человек, достигший своей цели, обречен на глубочайшие страдания: Геракл, совершающий нечеловеческие деяния и величайшие подвиги, обречен на жесточайшие муки; Дедал, сумевший подняться в воздух вместе со своим сыном Икаром, теряет его, когда тот слишком высоко поднимается и приближается к Солнцу — воск растапливается, и созданные человеческими руками крылья рассыпаются, т.е. рукотворный триумф человека недолговечен. В историю европейской культуры культура Древней Греции вошла и как культура образования, воспитания и формирования человека. Древние греческие идеи формирования человека и создания образовательной системы открыли магистральные пути развития европейской рациональности. Просвещение, демократия, права человека, достоинство личности и равноправие перед лицом закона — несомненные достижения гениального небольшого народа, концентрировавшего свою духовную и гражданскую жизнь в небольших по территории и числу жителей городах-полисах. Именно в полисах, где все жители города являлись гражданами, впервые закон становится общей правовой нормой, реализуется принцип разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), образование превращается в обычную практику подготовки граждан к полисной жизни и нормой становятся творчество, с глубоким чувством авторского права и запретом на плагиат. Удивительное чувство первооткрытия, созидания, соревновательности превращает греческую жизнь в постоянное состязание. Исследователи говорят об агонистике (греческий термин «агон» — agon означает состязание, спор, соревнование, нередко — со смертельным исходом) как отличительном признаке греческой культуры. Греки постоянно обнаруживали это состязание, беспрестанную борьбу: спорят и воздают друг другу должное мировые стихии, спорят и соревнуются между собой боги-олимпийцы, яростно оспаривая друг у друга власть, красоту и почести. Никто не может состязаться с бессмертными: Аполлон содрал шкуру с бедного сатира Марсия, который осмелился состязаться с ним в игре на флейте; смертная женщина Ниоба, многодетная мать, посмеялась над богиней Латоной, имевшей всего двоих детей — Аполлона и Артемиду, которые на глазах у несчастной матери, окаменевшей от горя, уничтожили своими стрелами всех ее детей. Однако осознание трагичности бытия не останавливало греков от настойчивого стремления проникнуть в тайны мироздания, основываясь на человеческом любопытстве, на хитрости разума. Разум у греков всегда хитроумен. Хитроумен бог Гермес, который, едва родившись, угнал коров Аполлона, хитроумен Одиссей, который не только мог перехитрить любого из смертных, но и пытался обмануть богов. Вообще для греков характерно желание сохранить тайное содержание своей души, скрыть ее за внешним безразличием. А между тем как яростно они выражают свои чувства, насколько они последовательны в борьбе и достижении победы, в том числе и в достижении истины «алетейи» (aletheia) как преодоления сокрытости, тайны, «летейи» (letheia). Итак, борьба, соревнование пронизывают собой весь мир. Не случайно греки оказались первооткрывателями диалектики. Мир полон противоречий, и если человек стремится к разгадке бытия, обузданию противоречивости мира, то это не значит, что он надеется на восстановление гармонии и установление застывшего порядка. Мир — это борьба. Эти гераклитовские слова символизируют атональный тип культуры, одним полюсом которого является личность с ее обязательными достижениями, а другим — социальный мир, который должен признать эти достижения и воздать герою должные почести. Соответственно атональный тип культуры порождает социальную динамику и самообновление. Именно этот тип культуры создал основания для европейской мобильности, самообновления и динамического развития, в основе которых находится индивид, личность, его культурный мир и достигаемые в процессе творческого саморазвития культурные новации. ЛИТЕРАТУРА Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.,1988. ГаспаровМ.Л. Занимательная Греция. М., 1995. Петров М.К. Античная культура.М., 1997.
|