Студопедия — Каковы основные черты романского стиля?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каковы основные черты романского стиля?






 

Романским называют искусство X—XII вв. (иногда VI—XII вв.). Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных различий) художественный стиль. Художественные периоды, предшествовавшие собственно романскому искусству, характеризуются как искусство варварских королевств, искусство империи Каролингов, искусство Оттоновской империи (некоторые исследователи относят и эти периоды к романскому искусству; именно тогда хронологические рамки этого стиля раздвигаются от VI по XII в).

Термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами в начале XIX в. Изучая здания, обнаруженные в раскопках, они пришли к выводу, что они напоминают сооружения Древнего Рима. Именно с этим связано происхождение термина «романский» (в переводе «римский»). Кстати, это определение распространилось и на языки некоторых европейских народов: языки, основой которых является латинский язык, называют романскими.

В романском стиле доминирующую роль играло искусство архитектуры. Архитектурные сооружения этого стиля характеризуют строгость и отсутствие каких-либо излишеств. Сама суровая жизнь в эпоху средневековья приводила людей к необходимости строительства мощных, каменных зданий, которые в период междуусобиц могли играть роль крепостей. У этих сооружений были массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдении за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, собор.

Главная задача при сооружении замков состояла в максимальном обеспечении крепости и обороностойкости, их архитектура не отличалась изяществом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами; иногда башни имели четырехугольную форму, к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности; иногда так называли некоторые дворцовые постройки). Башни составляли обязательный элемент любого замка (Ж.Ж. Руа в своей книге «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть значимость какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня»). Башни замка были неодинаковой высоты и объема; одна из них — сторожевая — была меньше других объемом, но зато самой высокой (донжон); там днем и ночью находился караульный, наблюдая за окрестностями в смотровые окна башни, которые имелись со всех четырех сторон. Если караульный замечал приближение врага, он звонил в набатные колокола, и крестьяне, услышав тревожный перезвон, собирались в замке. Башни замка соединялись между собой зубчатыми галереями с разнообразными окнами — круглыми, четырехугольными, в форме глаз, ушей или трилистника. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Ставни изготовлялись из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах.

Для средневекового монастырского собора были также характерны массивные конструкции. Это объясняется тем, что монастырь тогда был средоточием жизни: здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Поэтому одна из главных задач романских зодчих состояла в возведении наиболее совершенного вместилища молящихся, а не в создании обители Божества, как в античной Греции.

Романские храмы поражают своей мощью. В них нет ничего неясного. Во всем — предельная простота и мера. Пространственные формы передают трезвый взгляд на мир, но при этом создают ощущение возвышенного. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее внутренние помещения перекрывали каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, стены строили массивными, тяжелыми. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Стены храмов и рыцарских замков украшались ткаными коврами, сюжеты которых рассказывали о событиях нерелигиозного содержания. Для храма романской архитектуры характерны большие размеры центрального нефа (части помещения, ограниченного колоннами). Мастерство романских зодчих выявилось в том, что храм был полон света (его источником служили окна) — и центральный, и боковые нефы хорошо освещались. Интерьер подчеркивал значимость центрального нефа. Части собора заполнялись верующими согласно иерархии: за трансептом (поперечным нефом) — духовенство, далее привилегированная часть общества, остальные — в боковых нефах.

Скульптура романского стиля была связана с архитектурой и не имела самостоятельности. Ее назначение состояло в том, чтобы украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи). Центральной идеей средневековой скульптуры этой эпохи, безусловно, являлась идея Бога. Причем Бог выступал, прежде всего, как грозный судия, вызывавший трепет. Не случайно именно Апокалипсис был одной из самых популярных тем романского искусства. Например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130—1140) в Отене представляет собой рельеф, разделенный на несколько ярусов. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу — черти, влекущие грешников в ад. В нижнем ярусе изображены души, ждущие Суда.

Именно такие образы встречали молящихся в храме. Романская скульптура передавала волнение, смятение, трагичность, отрешенность от всего земного. Здесь дух безоговорочно властвовал над телом, подавлял его. Он находился в вечной борьбе сам с собой.

В эпоху романского искусства развивались разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись, начинал развиваться витраж. Искусство миниатюры было представлено главным образом книжной миниатюрой — книга не мыслилась без иллюстраций. Монументальная живопись того времени, к сожалению, почти не сохранилась, Она носила преимущественно назидательный характер и была теснейшим образом связана с зодчеством, играя важную роль в организации интерьера собора. Сюжеты романской монументальной живописи были библейские.

ЛИТЕРАТУРА

Георгиева С. Средневековое искусство Западной Европы // Энциклопедия для

детей. М., 1997. Т. 7.

Руа Ж.Ж. История рыцарства. М., 1996.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 500. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия