Студопедия — В чем суть гуманизма эпохи Возрождения?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В чем суть гуманизма эпохи Возрождения?






 

Эпоха Возрождения — важнейший исторический этап в развитии европейской культуры, характеризовавшийся зарождением и подъемом культуры раннебуржуазного общества, противостоящего средневековому феодальному укладу и образу жизни. Именно здесь коренятся основания современной западной цивилизации и культуры со всеми ее достижениями и проблемами.

Исторической основой культурного подъема было вызревание в недрах феодализма с его преимущественно аграрным натуральным производством, личной зависимостью крестьян и внеэкономическим принуждением к труду новых и более эффективных способов организации общественного производства. Просуществовавший в Европе более тысячи лет феодализм был чрезвычайно устойчив. Однако постепенное совершенствование орудий труда, средств производства, углубление специализации привели к появлению ремесленного производства и отхожих промыслов и соответственно — к отделению ремесленного производства от земледелия и зарождению множества новых поселений и посадов — прообразов будущих городов как центров новой, городской культуры.

Эти города быстро росли и развивались на основе интенсивного разделения труда, роста трудовой частной собственности и развития товарного производства и торговли. Для обслуживания товарного производства в городах скапливался и концентрировался купеческий и ростовщический денежный капитал. Товарное производство снимало присущие натуральному хозяйству естественные ограничения и стимулировало потребность в развитии производительных сил, совершенствовании средств производства и умений, мастерства и старательности самих работников.

Попытки феодалов подчинить города, быстро почувствовавшие свою силу, вызывали возмущение городского населения и борьбу городов с феодалами за независимость. В итоге феодалы были вынуждены признать известную автономию городов и «городские вольности». Города постепенно превращались в центры антифеодальных настроений и оплоты относительной независимости горожан от феодального гнета и повинностей. Распространилась практика, когда крестьяне убегали от своих феодалов в города и превращались в свободных горожан, что выражалось в поговорке «городской воздух делает свободным».

Потребность в развитии производительных сил дало толчок опытному познанию природы, зарождению науки и рационалистической философии, а потребность в свободном от внешнего принуждения труде независимого работника порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинстве.

Универсальным выражением этих общественных потребностей стала гуманистическая идеология эпохи Возрождения как «первая форма буржуазного просвещения» (Ф. Энгельс), знаменовавшая начало идеологического противостояния буржуазии и духовных устоев феодализма. Свое название «гуманизм» это идейное и художественное течение получило от латинского термина «человечность», найденного Петраркой в античных текстах и наилучшим образом, по мнению деятелей этой эпохи, передававшего суть античной культуры с ее культом человека.

Главной целью гуманистической идеологии, получившей свое выражение в философии, литературе и искусстве, стало возвеличивание и прославление человека как венца творения, наиболее совершенного создания из всего сотворенного Богом. В противовес средневековому христианскому аскетизму с его представлениями о том, что земная жизнь человека как «юдоль скорби и плача» не имеет самостоятельной ценности и есть лишь подготовка к будущей вечной жизни, гуманизм возрождает античные представления о человеке как центре мироздания, утверждает его величие и достоинство, его право на творческую разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Представляя человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога, созданное «по образу и подобию» Творца, гуманисты распространяли на человека присущие Богу созидательные, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшении его своим трудом, в развитии искусств, наук и ремесел.

Оставаясь в рамках христианства, гуманисты в религиозной форме по существу возрождали и развивали натуралистическое и рационалистическое понимание человека, проводили идеи гедонизма и эвдемонизма (наслаждения и счастья в жизни), преодолевая тем самым аскетический характер и потусторонний дух христианского гуманизма.

Возобновив практически все основные идеи и учения о человеке античности, гуманисты обогатили их собственными размышлениями, рождающимися в контексте новой культуры при осмыслении жизненных задач нового человека.

Гуманисты эпохи Возрождения распространяли идеи равенства всех людей перед Господом на их земное бытие, утверждая их равенство в своих правах и возможностях быть разумными, свободными и достойными существами. Защищая свободу и достоинство человека независимо от его происхождения и социального статуса, они связывали ценность человека с его деятельностью и заслугами.

Творчество гуманистов пронизано убеждением в безграничности возможностей человека в самосовершенствовании, требованием к человеку стремиться к активной деятельности и добиваться полноты самореализации, ибо они полагали, что целью и назначением человеческой жизни являются познание и совершенствование себя и мира и получение от этого наслаждения и счастья.

В этот исторический период постепенно преодолевалась феодальная раздробленность и формировались крупные централизованные монархии — предпосылки создания буржуазных национальных государств, что отразилось в творчестве гуманистов в идее патриотизма и гражданственности.

В гуманистической идеологии эпохи Возрождения (а позднее и Нового времени) выделились два основных направления, различающихся прежде всего в выборе путей и средств достижения провозглашаемых идеалов.

Приверженцы первого направления, к которому принадлежали большинство гуманистов эпохи Возрождения и Нового времени, исходили из приоритета прав и интересов абстрактной человеческой личности, из морально-правового равенства людей и считали главным гарантом благополучия и свободы человека институт частной собственности. Целью здесь признается человеческая личность, а государственные и общественные институты служат лишь средством обеспечения ее интересов и поэтому должны быть подконтрольны суверенным личностям, обладающими всеми правами. Такое понимание гуманизма было направлено против сословного неравенства и личной зависимости человека, против его бесправия и подчиненного положения. Наиболее полное воплощение это направление получает в концепциях современной западной политической демократии и правового государства, прав и моральной автономии человека, устанавливающих подотчетность и подконтрольность государственных форм организации жизни гражданскому обществу, ограничение власти государства законами, а самих законов — высшим общественным интересом — правами человека.

Сторонники второго направления, у истоков которого стояли Т. Мор и Т. Кампанелла и которое через теории социалистов-утопистов нашло воплощение в концепциях классового (пролетарского и социалистического) гуманизма, полагали, что достижение гуманистических идеалов возможно на пути имущественного и социального уравнивания и даже уничтожения частной собственности как источника этого неравенства. При этом уже Мор на своем острове «Утопия» и Кампанелла в «Городе Солнца» были вынуждены ввести принудительный всеобщий труд, постоянный надзор и контроль государства над поведением людей для предотвращения возможного антиобщественного его проявления.

ЛИТЕРАТУРА

Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины

XIV — первой половины XV века. М.,1977.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 588. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия