Что такое сущность культуры?
Вопрос о сущности культуры — это вопрос не о том, в каких формах она существует, а о том, что она собой представляет как целостность независимо от отдельных ее проявлений. Сущность — это нечто неизменное, постоянное, сохраняющее специфику культуры в ее национальных или даже, согласно отдельным культурологическим теориям, общечеловеческих основаниях. Несомненно, культуролог имеет дело, прежде всего с результатами культурной деятельности (например, с продуктами культурного творчества — музыкой, живописью, наукой, технологией), но и музыковед становится культурологом лишь в том случае, если он идет глубже — к усвоению духа культуры, ее ментальности, культурной направленности. Этот переход от проявлений культуры к ее основаниям характеризует культурологический подход независимо от его концептуальной направленности и обнаруживает второй (после предметной реальности) слой культуры — коммуникативный, т.е. уровень общения, институтов образования, воспитания и передачи культурных традиций. И, наконец, в культуре можно выделить ядро культуры, ее архетип — структуру культуротворческой и культуросохраняющей деятельности. Различные школы исследователей идентифицируют ее по-разному: с языком, с психологическим складом нации и способам сакрализации, принятой системой символики и т.п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска — целостность, интеграционная основа общества, культура как тип социальной памяти. Культурология, обретая собственный предмет исследования, обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития, обеспечивающего, как отмечают культурологи, реализацию следующих функций: 1) сохранение культуры, ее базовых оснований, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой; 2) трансляцию культуры — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума и развития культуры; 3) обновление культуры — институты обновления, инновационные воздействия на «код» культуры. Все три уровня характеризуют культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика и т.д.), что позволяет выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, но не сводится к описанию достижений элитарной культуры, а предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности. В этом плане культуру можно представить как отношения, которые сложились между людьми, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией и обязательны для данного этноса и отдельных его представителей. Культура, в сущности, — это форма трансляции (передачи) социального опыта, освоения каждым поколением не только предметного мира (в первую очередь окружающей культуры), в который вовлекается индивид, но и непосредственных навыков и приемов, технологического воспроизводства этого мира, тех культурных ценностей, образцов поведения, которые позволяют его воспроизвести. При этом регулятивная функция культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представления о прекрасном и безобразном, видение природы и мироотношение во всех его этнических особенностях. Сущностные характеристики культуры характеризуют способ взаимоотношения человека с природой, на основе чего выстраивается социальная организация общества (технологический и экономический уровень развития). Хотя уровень экономического развития может быть одинаков у различных народов, но невозможно не различать их художественные вкусы, обычаи и традиции. Национальный мир культуры — это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности. Таким образом, природа — это не только окружающие человека поля, леса и рощи, но это и то, что человек получает при Рождении, от рода. Культура как способ жизнедеятельности человека и социальной памяти соединяет человека с природой, объединяет их в единый космос: природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи, сам человек во всех своих психологических и социальных особенностях. В этом изначальном культурном космосе формируется человек, здесь усваиваются его ценностные установки и ориентации, его вкусы, интересы и жизненные идеалы. Это тот культурный фундамент, на котором создаются культурные архетипы, первоначально не выражаемые на вербальном уровне, но присутствующие в массовой психологии и определяющие всю человеческую деятельность, ее цели, средства и результаты. Человек как носитель культуры осваивает ее сущностные характеристики — опыт взаимодействия с природой, воссоздания общественных связей и передачи социального опыта от поколения к поколению, где культура одновременно создает внутренний мир индивида, приобщающегося к культуре. ЛИТЕРАТУРА Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. Давидович В.Е., Жданов ЮЛ. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979.
|