Какова научная характеристика культурологии?
Культурология в вопросах и ответах
Культурология — теоретическая дисциплина, изучающая культуру во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, во всем многообразии ее исторических формообразований и принципов. современного функционирования. Культурология включает следующие разделы: теория культуры; история культуры (историческая культурология); прикладная культурология. Теория культуры нередко отождествляется с культурологией в целом и включает в себя рассмотрение основных элементов и функций культуры, соотношение культуры и общества, культуры и личности и т.д. Историческая культурология обращается к различным типам культуры в процессе их исторического развития и сосуществования. Прикладная культурология, занимающаяся описанием и осмыслением культурной конкретики, сближается в некотором отношении с социологией культуры. Исследование культуры имеет глубокие философские традиции, в контексте которых проблемы культуры рассматривались как проблемы философии истории и философии культуры. Первоначальной формой, в пределах которой культура изучалась в контексте философских проблем — бытия, сознания, общества, личности, — была философия истории. В конце XIX — начале XX в. наблюдается сдвиг философской проблематики в сторону культурологии как самостоятельного и самозначащего направления исследования, связанного во многом с обращением к вопросу о кризисе европейской культуры, который вызывал последующий интерес у крупнейших мыслителей XX в.: О. Шпенглера, И. Хейзинги, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера. Во второй половине XX в. культурологизирование превращается в основную и определяющую форму философствования. Выход культурологии из-под «родительской» опеки философии и превращение культурологических исследований в самостоятельное научное направление не означает ее полного разрыва с философией, прежде всего с философией культуры. Философия и культурология тесно переплетаются в творчестве видных философов XX в. Кроме того, культурология опирается на материалы антропологии и психологии, этнологии и истории и т.д. Обращение к культурной конкретике, в первую очередь к бурно развивающейся с конца XIX в. этнологии и культурной антропологии, определило во многом переход от философии культуры к культурологии. К настоящему времени теоретические исследования культуры как целостного универсального явления осуществляются наряду с историческими, филологическими и другими подходами. Таким образом, изучение культуры, с одной стороны, превращается в межпредметную область исследования, а с другой — теоретическое культурологизирование выбирает в качестве эмпирического донора одну из пограничных наук. При этом проблематика теории культуры формируется под сильным воздействием философии, но методы, приемы и даже выводы экстраполируются на широкую область философских исследований, определяя подчас развитие целого направления, как, например, структурализма или постструктурализма. Особое значение в становлении культурологии, т.е. появлении обобщающих культурологических трудов, которые могли прямо противостоять философии культуры, как, например, у О. Шпенглера, принадлежит этнологии и культурной антропологии. Значимость изучения культурной антропологии обусловлена тем, что в этом случае теория культуры имеет дело с этническими обществами, сохранившими свою самобытную культуру. Теория культуры, опираясь на большой этнографический материал, приходит к отказу от европоцентристских культурфилософских воззрений, что характерно и для современных культурологических теорий, видящих в европейской культуре логоцентризм и техноцентризм. Исследования культуры в рамках этнографии (культурантропологии) выявили своеобразие и жизнеспособность целого ряда культур, в то же время обнаружив в основании многообразных типов культур некое универсальное начало, осуществляющее себя как способ человеческих отношений с природой и обновления социального опыта, социализации личности. Расцвет полевой антропологии и социальной этнографии подтолкнул к осмыслению онтологического (бытийственного) факта сосуществования, равноценности различного типа культур, что способствовало разрушению панлогических (универсально-логических), европоцентрических концепций философии культуры. Освобождение культурологии от «родительской» опеки философии, выход ее за рамки философии культуры связан с отрицанием европейской философской традиции, базирующейся на рефлексивной процедуре самосознания, идентификации с классическими образцами античности и Просвещения. Современное понимание культуры складывалось как осознание кризиса европейской рационалистической культуры, невозможности античной гармонии человека и природы. Более того, рационализм как путь развития европейской культуры подвергается сомнению. Ф. Ницше, например, противопоставлял безжизненный, обманчивый мир сократовского рационализма живому космосу досократиков. Современные культурологические исследования во многом можно рассматривать как реализацию призыва К. Поппера «назад к досократикам», позволяющую выйти за пределы европейской культуры, очерчиваемые рамками рационализма, и обратиться к общечеловеческим (антропологическим, этнографическим) ее основаниям. Итак, культурология как теория и история культуры должна выявить глубинные слои современной культуры, которая говорит с нами о самом сокровенном на языках прошлого, а средства для реконструкции культурологического космоса как способа самовыражения глубинного Я черпаются из исторических, этнографических и художественных арсеналов. Во всех этих случаях неизменным остается пафос системности культурологического поиска — целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения Я и культурной традиции в духовном пространстве этноса. ЛИТЕРАТУРА Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
|