ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Отже, антична філософія зуміла протиставити міфології космологічну теорію, що відмовлялась від будь-яких антропоморфних елементів у своїх доказах і вимагала логічного обґрунтування висунутих положень. Антична філософія мала певні загальні риси: насамперед космологічно-онтологічний характер; існування теоретико-пізнавальної етичної проблематики у межах онтологічної; підкреслення пасивної ролі суб'єкта пізнання, усвідомлення людської діяльності лише як активного перегрупування природних речей; пошуки таких форм буття, що найкраще відповідали б природній доцільності. У цілому в античній філософії абсолютне знання сприймається як системо першопочатків, якими є перша філософія, або метафізика. Оскільки першопочатки не можуть бути доведені або виводитися з чогось, то метафізика і є метанаукою, що обґрунтовує початки не окремих наук, а наукового пізнання в цілому. Спецификой греческой философии является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. 1 этап – образно – материалистический. Философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. Первоначало – не просто вещество, а нечто, из чего возникает живая природа. Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. 2 этап – освобождение от метафорического мышления, переход от знания чувственного к знанию интеллектуальному (учение Пифагорийцев). Бытие – то, что можно познать только разумом, а не с помощью чувств. 3 этап – атомистическая трактовка бытия. Вопрос «из чего произошло?». Бытие – нечто простое – атом, атомов бесчисленное множество. Демокрит: Мир атомов – истинный познаваемый разум. Мир чувств – внешняя видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства. Демокрит предложил вариант механического объяснения мира: целое представляет сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайное столкновение – причина всего сущего. Идеалистическая трактовка бытия (Платон). Бытие – идея, предельное, бестелесное образование. Существует только то, что не имеет частей, не принадлежит к чувственному миру. Идеи Платон называет сущностями. Идей много. Единство мира идей – Единое – высшее благо. Давая идеалистическую трактовку бытия Платон осуществлял следующий этап от метафорического к понятийному мышлению. Чтобы объяснить явление, нужно найти его идею, его понятие, что не дано чувственному восприятию. Аристотель - понятие сущности. Сущность может быть выражена в понятии. Сущность отвечает на вопрос «что есть вещь» – Аристотельская категория – понятие вещи; «каковы свойства вещи»; остальные 9 категорий определяют признаки, свойства вещей. Под сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивидум). Для большинства древнегреческих философов характерно дуалистическое противостояние двух начал: Парменид: бытие- небытие; Демокрит: атомы – пустота; Аристотель: форма -материя. Именно с помощью 2 начал пытались объяснить бытие мира и человека. Их взор был направлен прежде всего к разгадке тайн природы, космоса в целом, который мыслили как живое. Переход от изучения природы, от антологических проблем к рассмотрению человека связан с деятельностью софистов: человек и сознание – они требуют проверки на прочность всякого утверждения, приобретенного убеждения, некритически принятого мнения. Все должно быть обосновано, доказано. В центре внимания – человек и его психология. Проблемы познания – на 1 месте. Человек – субъект познания. Знания о предметах через органы чувств – все чувствительное восприятие субъективно, всякое человеческое знание относительно.
|