ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Человека, рассматриваемого во взаимосвязи общества, можно анализировать под различными углами зрения. Каждая из граней общесственного бытия может быть взята за точку отсчета при анализе человека. С учетом этой многозначности необходиом выделить какое-то основное качество человека, то что в первую очередь делает его человеком Таким основополагаюшим фактором яавляется духовность. 2.Духовный потенциал человека: Основные аспекты духовности: а) духовная жизнь многогранна, включает в себя все грани жизни человека (рациолнадльное, эмоциональное, познавательное...). Причем все эти грани фиксируются в духовности фиксируются не просто в своем мозаичном многообразии, а в своем единстве, взаимосвязи. б) духовность человека как идеальность: Человек живет, оперирую идеальными формами (предмет усваивается без самого предмета). Решающую роль в становлении и развитии идеальности играет язык, категриально-понятийный аппарат. в) духовность как субъективный мир человека: духовность существует как внутренняя жизнь человека. Духовность развертывается в индивидуальном пространстве и времени. Представляет собой собственное «Я» человека, выступает как бытие (Особенность этого «Я»). Смысл, значение и роль духовности. Выделяются следующие пласты анализа (7 шт.): а) духовность как форма общественного сознания, самоиндентификации. Б) как основа конституирования человека как субъекта отношения.:- выделяет «я», - отношение в двух основных направлениях - во вне, к обществу и внутрь к себе. В) духовность как форма интеоризация (перехода из вне внутрь), освоение социального опыта. - экономичность - освоение социального опыта,- большой круг освоения. Следовательно, человек сравним с обществом по своему потециалу. Г) духовность человека как детерминиционно императивный комплект человеческого бытия. - направляет, организует, корректирует деятельность человека. - императив (приказ) ко всей жизнедеятельности, т.е. власть духа. Д) духовность как ипульсный аналог и содержание творческой миссии человека. Е) духовность человека как прявление его свободы. - свободен от давления материальной предметности, социальных связей. - но самый сложный барьер - сам человек. Следовательно, духовность и ограничитель, но свобода - тоже органичитель. Ж) духовность как менталитет (устойчивое отношение человека к миру и себе, как духовное основа лдеятельности человека к людям, обществу). Духовность как человеческая сущность. 1. Как оценить духовность в плане человеческой сущности? Отметим три методологических момента: - какие бы стороны человеческой жизнедеятельности не трактовались как сущностные, они так или иначе, вторичны, они есть атрибуты реального конкретного материально-духовного субъекта. - Имеется в виду конкретный единственный человек. - системная, комплексная природа человека. Если будет выделено сущностное качество, то не будет его абсолютизации, противопоставления другим качествам. Только признание его приоритетных в ряду с другими. Подразумевается, что оно сложилось и функционирует на основе лишь неразрывной связи с другими. 1. Духовность наиболее полно выражает и характеризует человеческую сущность вообще. - в духовности аккумулируется все многообразие человеческого содержания. Именно, в деятельности воплощен огрмный потенциал, деляющий его сравнимым с обществом. духовность содержит импульс активности, именно в ней створческое начало человека и его свобода. Следовательно, они проинизывают всю человеческую жизнедеятельность, направляют его, властвуют над ней. 2. Духовность раскрывает сущность человека как неотделимую от индивидуального бытия человека. 3. Почему деятельность не является сущностью?
|