ПОХОДЖЕННЯ ЛЮДИНИ
Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета. Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением внешних, несущественных для предмета обстоятельств. Необходимость и случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе, связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость имеет своим дополнением случайность. Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом. Пример: Засуха, погубившая растения - случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических условий. Проблемы возникновения и природы человека. Проблема человека является в целом комплексной: изучается не только Ф., но и всеми остальными науками. Эта проблема является центральной для современной Ф. В рамках многих ф-ких школ вопрос о человеке считался основным вопросом Ф. Если в др. ф-ких школах основным вопросом являлся вопрос о соотношении материального и духовного, то в других школах обоснование тезиса о том что человек является основным вопросом Ф. связан с тем, что человек есть реальный синтез материального и духовного. В то же время существует обоснование, что человек как существо наделенное сознанием формируется приблизительно 60-70 тыс. лет назад. Человек возникает в нескольких точках планеты одновременно, включая Азию, Африку и Америку. В тоже время существует противоположное мнение, что человек возникает в одной точке планеты. Оно связано с существованием энергетической точки планеты (Тибет). Затем люди расселяются по планете. С т.з. одного объяснения "Дарвинизм" -человек возникает в результате эволюции. Данное положение имеет один недостаток: почему животные обладают предпосылками сознания, но не развиваются как сознательные существа. Противоположное объяснение заключается в том, что сознательное существо возникает скоротечным путем в результате особого стечения обстоятельств, т.е. как и сама жизнь в целом, так и возникновение сознательного существа является результатом творчества всей вселенной, поэтому можно говорить о двух источниках природы человека. 118 ЗНАЧЕННЯ ПРИРОДНИХ НАУК ДЛЯ ФИЛОСОФІЇ В своем многовековом развитии философия всегда была тесно связана с наукой, опираясь в своих положениях на ее выводы и достижения. Философия как обобщенные представления о мире и конкретные науки исследующие сущность и закономерности функционирования и развития его отдельных фрагментов, всегда необходимо дополняли друг друга и взаимодействовали как общее и частное значение. Если философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретно-научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации, то специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накапливаемых в процессе их собственного развития. Подлинная наука всегда была чужда эмпиризму, утилитарному и технократическому способу мышления. В свою очередь философия, опираясь на результаты исследований конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их, предсказав многие фундаментальные научные открытия. История развития духовной жизни человечества располагает большим количеством примеров, когда философия опережала и своем развитии конкретные науки. В то же время в связи с новыми открытиями в специальных областях научного знания менялись и формы философского мышления. В процессе исторического развития претерпевали изменения и способы взаимодействия философии со специальными науками. Так, в Древнем обществе существовала единая нерасчлененная наука — натурфилософия, которая включала в себя все естественные науки и философские взгляды. В тот период времени такая форма связи философии и науки способствовала их взаимному развитию, в ее рамках возник ряд ценных научных гипотез в области астрономии, математики, гидравлики и др. В Средние века в связи с безраздельным господством религиозной идеологии натурфилософия почти исчезает и в теологии используются лишь ее отдельные элементы. Затем в эпоху Возрождения натурфилософское мышление вновь возникает, но уже на новом уровне, выражая стремление не только определить естественнонаучные подходы и философские принципы в исследовании мира, но и восполнить пробелы в понимании природы. В этот период начинается процесс обособленного формирования специальных научных дисциплин и их отпочкования от натурфилософии. И, наконец, в условиях Нового времени в ХVII—XVIII вв. на основе прогресса механического естествознания возникают аналитический и метафизический способы мышления при рассмотрении природы и мира в целом.
|