Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ХРИСТИАНСКИЙ ЕВОЛЮЦИОНИЗМ ШАРДЕНА





Пьер Шарден (1881 —1955) —; французский ученый, философ и теолог. Его книга «Феномен человека» внесла сущест­венный вклад в разработку филосрфской антропологии. Шарден предпринял попытку синтеза научного и ре­лигиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, при­ведшей к появлению человека с присущими ему разумом и чувст­вами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как едино-цельной системы. Стремление уяснить диалектику «всеединства», охватывающего явления сущего, сопряжены у него с пантеистичес­кой установкой, со стремлением найти Бога, как бы растворенного в мире и проникающего во все «поры» сущего мощью своего аб­солютного смысла: духовное начало, пронизывая мир, направляет его развитие. Для своего анализа Шарден использовал термин «энергия», которую мыслил как неотъемлемое свойство материи, задающее импульс эволюции Космоса. Психоэнергетический феномен лежит в обосновании автором божественного источника космической эволюции. Высшим ее выражением является разумный человек. Мыслитель считал эту энергию естественной формой божественной благодати. Точка «Омега» — это финаль­ная цель, символизирующая собой Христа, сопричастного мирозда­нию. Человек, концентрирующий в себе психическую энергию, творит ноосферу. Воззрения Шардена исполнены гуманистически-христианской направленностью. Он призывал к единению всех на­родов, единению науки и религии, а также мистики как защиты от всех бедствий в современном мире.

107 СТРУКТУРНА АНТРОПОЛОГІЯ ЛЕВІ-СТРОСА

ЛЕВИ-СТРОСС (1908) - французский этнолог и социолог, положивший начало структуралистским исследованиям в области культурологии. Неудовлетворенный субъективизмом господствовавшей в середине 20 века во Франции экзистенциальной философии, Л.-С. обращается к этнографии и антропологии. Его интерес к изучению объективированных форм и внесознательных детерминант человеческой психики предопределили теоретические установки, с одной стороны, Маркса и Фрейда, с другой - Дюркгейма, американской (Боас, Кребер) и английской (Малиновский, Рэдк-лифф-Браун) школ антропологии. Непосредственный методологический импульс новаторские изыскания Л.-С. получили из структурной лингвистики - прежде всего в виде фонологического метода. Специфика складывающейся на этой основе концепции универсальной структуры заключается в понимании бессознательного как формальной матрицы, элиминирующем содержательные моменты его классической психоаналитич. версии, а также в предположении всеобщности такой пустотной формы для организации различных уровней социальной жизни. Общество, в соответствии с этим, рассматривается с позиций семиотики и теории информации, как полиморфная система коммуникаций, имеющих инвариантом фундаментальное означаемое в форме бинарных оппозиций. Задачей структурного анализа, таким образом, является считка разнообразных символических культурных форм (искусство, религия и т.д.) как кодов этого архетипического языка. Проблематика кодирования столкнулась с новым подходом Л.-С. к оценке первобытного мышления. Разрыв между мыслью о предметах и самими предметами, по Л.-С., заполняется магическим мышлением, что обеспечивает слитность чувственного и рационального в опыте первобытного коллектива. Поэтому сам факт звучания слова воспринимается "в качестве немедленно предлагаемой ценности", благодаря чему сама речь на равных правах включается в обменные процессы первобытного коллектива, организма, выступая специфической естественной идеологией. Современные же рациональные идеологии выполняют функции поставщиков чувства безопасности и гармонии для социальных групп гораздо менее эффективно. В итоге у Л.-С. складывается идеал своеобразного первобытного "сверхрационализма".

108 АНТРОПОЛОГІЧНА ОРІЄНТАЦІЯ «МОЛОДОГО» МАРКСА

Марксистское учение об антропогенезе исходит и основывается на эволюционной теории Ч. Дарвина и общественно-трудовой концепции Энгельса.

В марксистской философии эволюционная теория Дарвина освобождалась от ее упрощенной и однозначной трактовки. Возникновение человека в ней объясняется как результат перерыва постепенной эволюции органического мира, но не чисто биологической эволюции, а многозначного и сложного процесса развития различных форм жизнедеятельности человеческого предка, его биологической организации, характера взаимодействия с внешней средой, способов общения в условиях первобытного стада и взаимного обмена деятельностью. «Существование живых человеческих индивидов, - писали Маркс и Энгельс, - их телесной организации и обусловленного ею отношения их к остальной природе следует констатировать как первую предпосылку человеческого существования, а следовательно, и всякой истории». Научно-теоретические представления о возникновении и развитии человека, а следовательно, и о самом начале человеческой истории являются важным и существенным элементом мировоззрения, они неизбежно сказываются на понимании природы самого человека, его места и роли в общественной жизни, в историческом процессе.

Сформулированный "молодым" Марксом вопрос путей и средств достижения человеком, искалеченным общественным разделением труда, гармоничной целостности, обрел более счастливую судьбу. Выступив в дальнейшем в облике проблемы человеческого отчуждения и самоотчуждения (предпосылку которых М. усматривал в частной собственности на средства производства и анархии рынка), эта идея спровоцировала появление весьма мощной интеллектуальной традиции, в значительной мере обусловившей состав доминирующих парадигм человековедения 20 ст.

109 ФІЛОСОФСЬКІ ПОГЛЯДИ О.Ф.ЛОСЕВА

ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988) - русский философ. В 20-е активно входит в философскую жизнь послереволюционной России, продолжая традиции русской религиозной философии, но уже с учетом открытий и достижений философии и науки 20 в. Миросозерцание Л. формируется на основе глубокого овладения философским учением Платона, сквозь призму которого он воспринимал и интерпретировал самые различные проявления духовной культуры. Результатом явился выход в конце 20-х цикла философских сочинений Л. (8 книг), центральное место среди которых занимают "Философия имени" и "Диалектика мифа".

Лосев соединил в своей системе три фи­лософские составляющие: феноменологию, диалектику и симво­лизм. По Лосеву, самым благодатным объектом философского ана­лиза и конструирования является не понятие, а эйдо - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия - соответственно - в традиционном и нетрадиционном контекстах), пронизанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не "схватывает" сущность живой конкретности, это под силу только эйдосу, что впервые было постулировано в феноменологии Гуссерля. Одна­ко мир состоит не из неподвижных эйдосов, он наполнен движе­ниями, диалектикой. В соответствии с этим истинная философия неминуемо приобретает конструктивно-диалектический характер. Но Лосев в отличие от Гегеля использует диалектический метод для конструирования не только понятийного, но и эйдетическо­го ряда. Движение, изменение эйдоса приводит к его инобытию, существованию в ином, а это есть символ. Диалектическая фе­номенология оказывается символизмом. В качестве сфер быто­вания символов Лосев рассматривает язык, миф, религию, ис­кусство и философию. С неподражаемым мастерством использу­ет Лосев созданный им метод — его можно назвать диалектико-феноменологическим или символическим методом — для анали­за античной и возрожденческой эстетики. Особое внимание уде­ляет Лосев неоплатонизму, в том числе тому его варианту, который фактически составляет философскую основу правосла­вия. Лосеву удалось создать весьма своеобразную философскую систему, достоинства которой изучены пока недостаточно.

110 ЕКЗИСТЕНЦИАЛІЗМ ХАЙДЕГГЕР

Мартин Хайдеггер (1880—1976) — немецкий философ-экзис­тенциалист. Экзистенциализм — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности. Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выра­жении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия.

Хайдеггер пишет работу "бытие и время", в которой ставит вопрос о смысле бытия. Бытие должно стать предметом философии. Бытие не есть эмпирическая реальность, данная во внешнее восприятие, не рационалистическая конструкция, предложенная научным мышлением. Оно постигается непосредственно человеком через свое бытие, т.е. экзистенцию. Условием возможности раскрытия сущего, как такового, для человеческого бытия является Ничто. Ничто дает о себе знать в настроении ужаса, при этом происходит ускользание сущего. Ничто впервые ставит наше бытие перед сущим, как таковым. Только благодаря скрытности Ничто наука способна сделать сущее, как таковое, предметом исследования. Структуру человеческого бытия Хайдеггер обозначает как "заботу". Она представляет единство трех элементов: "бытие в мире" – неразрывность чел. бытия и мира; "забегание вперед" – отличие человеческого бытия от любого вещественного бытия; "бытие при внутримировом сущем" – отношение к вещам не как к наличным, предполагающим дистанцию между человеком и вещью, а как к "сподручным", "обреченность вещам".

111 ЕКЗИСТЕНЦИАЛІЗМ САРТРА, КАМЮ

Жан Поль Сартр (1905—1980) —- французский философ и писа­тель, представитель экзистенциализма. Характерной чертой фило­софских воззрений Сартра является то, что по большей части они воплощались в образы художественных произведений, хотя у него были и собственно философские труды. Основные проблемы его философских размышлений — суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность челове­ческого существования как «принципиальной неполноты» и самосознательности, случайности нашего бытия в мире, проблема от­крытости и «событийности истории» и мира. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он про­явил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире. Тут ответственность не увязывается с «мерой причастности» к со­бытиям. В своих философских суждениях Сартр отталкивался от идей Р. Декарта, С. Кьеркегора, 3. Фрейда, Э. Гуссерля и М. Хай-деггера.

Сартр рассматривает феномен воображения как средство отрыва сознания от мира и полагание несуществующего. После анализа проблемы выдающимися умами прошлого, в частности, И. Кантом, рассуждения Сартра по этому вопросу выглядят, мягко говоря, не очень профессиональными. Сартр говорит о «пустом сознании» — это проти­воречит научной и философской традиции и самой сути дела, а кроме того, и утверждению самого Сартра: фактичность сознания должна быть постоянным уделом личности.

КАМЮ Альбер (1913-1960) - французский философ, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Философ экзистенциальной ориентации. Особенности онтологии, гносеологии, философии истории, философии искусства определены постановкой и решением центральной для К. проблемы: философского оправдания стоического, бунтарского сознания, противопоставленного "безрассудному молчанию мира". Творчество К. - безостановочный философский поиск, который целенаправляется страстным переживанием за Человека, оказавшегося жертвой, свидетелем и соучастником трагического надлома времени и истории в 20 в. К. показывает, что жизнь в обезвоженном мире с необходимостью ведет к обожению человека, истории и нигилизму ницшеанского толка. К. в "Мифе о Сизифе" стремится ответить на вопрос: как, в чем найти надежду на позитивное бытие в мире, в котором религиозная надежда умерла? Постулируя изначальное мироощущение человека как абсурд, К. исследует его как характеристику человеческого "бытия-в-мире", отчужденном и неразумном. Одновременно он характеризует абсурд как границу осознанности и ясности понимания бытия.

112 ЕКЗИСТЕНЦИАЛІЗМ ЯСПЕРСА

ЯСПЕРС Карл (1883-1969) - немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистенциализма. Ясперс считает, что бытие нельзя рассматривать ни как целое, ни как бесконечно расчлененное. Бытие, согласно Ясперсу, непознаваемо. Человека нельзя рассматривать объективно, его необходимо понять как экзистенцию. Ясперс не сомневается, что существует "бытие в себе". Мы только не можем его знать. Мы создаем бытие только как "бытие в мире" – это предметное бытие, груз повседневных забот. Ясперс в трактате "Бытие и ничто" анализируют формы проявления бытия в человеческой реальности. "Бытие для себя" – непосредственная жизнь самосознания; "Бытие в себе" – заменяет объективную реальность; "Бытие для другого" – конфликтность межличностных отношений. Старая философия не видела различия между бытием мира и бытием человека. Бытие человека рассматривалось по аналогии с бытием вещей. Особенность человеческого бытия в том, что он знает о своем бытии. Конечность человеческого существования и осознание этой конечности порождает вопрос о бытии. В человеческом бытии другое по сравнению с вещественным бытием – отношении сущности и существования. В бытии вещей сущность предшествует существованию. В бытии человека существование предшествует сущности, т.к. человек – всегда становящееся существо.

В центре внимания экзистенциализма стоит проблема свободы. Свобода должна быть понята из экзистенции. Она проявляется в "забегании вперед". Человек свободен в том смысле, что он сам "проектирует" себя, не определяясь ничем, кроме своей субъективности, суть которой в полной независимости от чего бы то ни было. Человек сам ответственен за свое будущее, он не оправдывает себя обстоятельствами.

Свобода человека неотчуждаема и неистребима. Она предстает как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать как все. При этом он погружается в безличный мир, мир поглощения личного общим, безличностным.

113 РОСІЙСЬКИЙ ЕКЗИСТЕНЦИАЛІЗМ

Н.А. Бердяев(1874–1948)–философ и публицист. В начале своего творчества примыкал к «легальному марксизму», а позже, став активным противником учения К. Маркса. Особой чертой его творчества была страсть к философской публицистике, имев­шей чаще всего характер проповеди;. Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его творчестве были все же этические искания.

Существует вечная человечность в божестве и божество в человеке. Суть человека исковеркана тем, что он отвернулся от Бога, и один от другого. Не признавал философию объективной, общезначимой, научной. Фил. - личное восприятие мира. Философия - раскрытие общего в конкретном. Мир не бессмысленен, он лишь находится в бессмысленном состоянии. Главная фил. идея - идея свободы. Миром движет бог, красота и совесть. Гуманизм, наука, материализм, атеизм - вот звенья одной цепи, удерживающие человека в рабстве у этого мира.

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) - русский философ определяет свои взгляды как христианский реализм, где Божественные основы всего конкретного сущего объединяются с фатальным несовершенством эмпирического положения и обреченностью возможностей сугубо человеческого усовершенствования. Философские раздумья строит на концепции сверхрационального всеединства. Онтология всеединства подает окружающий мир таинственной бездной необъятного. Объясняя возможность интуиции, Семен Франк указывает, что индивидуальное бытие укоренившееся в абсолюте как всеединства, вследствие которого каждый объект еще к его познанию находится в непосредственном контакте с людьми, поскольку люди слитые с ним не с помощью сознания, а в самом человеческом бытии. Абстрактное логическое познание возможное только благодаря интуиции всеохватывающего единства. Логическое познание, имея дело с элементами целого, всегда абстрактное и принадлежит к более низкому уровню бытия.

П.А.Флоренский(1882–1937)–религиозный философ, ученый-энциклопедист. Обладал блестящими дарованиями и изу­мительной ученостью в самых различных областях. Закончив мате­матическое отделение Московского университета, поступил в Мос­ковскую духовную академию, читал лекции по философии. Его дис­сертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной тео­дицеи в 12 письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не от своего имени, а как выражение цер­ковной незыблемой истины.

114 ФІЛОСОФСЬКІ ПОГЛЯДІ ФРОММ.

ФРОММ Эрих (1900-1980) - немецко-американский философ, социолог и психолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Объединяющим началом изысканий Ф. явилась проблема человека в ее социокультурном измерении. Человек, согласно Ф., есть существо, вышедшее в процессе эволюции за рамки инстинктивного приспособления к окружающему миру и обретшее сознание, самосознание, разум. Новые адаптивные механизмы компенсируют биологическую слабость человека и становятся основой специфически человеческих качеств: осознания себя как отдельного существа, способности помнить прошлое и предвидеть будущее, использовать символы для обозначения предметов и действий, разума для постижения и понимания мира, воображения. Тем самым задается специфически человеческая ситуация, общая для всего человеческого рода и предзаданная каждому человеку; ее характеристиками являются отделенность и противоречивость человеческого существования. Отделенность человека, отчуждение от природы, от людей, от себя, осознание этой отделенности и собственной беспомощности перед силами природы и общества становятся, по мысли Ф., источником стыда, тревоги, чувства вины, к-рые человек стремится преодолеть в своем индивидуальном существовании. Ф. считает, что человеческое существование и свобода изначально неразделимы, поскольку исходят из факта утраты принудительного, задаваемого врожденными механизмами приспособления к природе. Разрыв "первичных уз", связывающих биологическое существо с природой, порождает неизбывные экзистенциальные дихотомии, обусловленные противоречивостью и проблемностью человеческой природы. Основная экзистенциальная дихотомия, по Ф., - дихотомия жизни и смерти. Смертность человека ведет к другой дихотомии - между огромными человеческими потенциями и невозможностью их реализации в краткой жизни. Кроме того, человек живет в условиях исторических дихотомий - исторически сложившихся противоречий между человеческой природой и наличными формами существования общества. В отличие от экзистенциальных, исторические дихотомии не являются неизбывными для человеческого существования и могут быть разрешены. Ф., т.обр., стремится преодолеть фрейдовский биопсихологизм в трактовке человека с позиций эволюционного социобиологического принципа историзма, которые связывают человеческие страсти не с инстинктивной, а с социальной природой человека.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 462. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия