ГЛАВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
В контексте философского познания существует предметно-проблемная сфера, связанная с изучением онтологического смысла истории - это философия истории. Термин "философия истории" введен Вольтером (1694-1778). Вольтер изображал историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование. В истории философии существовало множество попыток концептуального определения логики и природы историко-философского процесса: 1. Древнегреческие философы описывали природу и логику исторического бытия через понятие циклического развития. История, при этом, понималась как последовательность вечно повторяющихся фаз, сопровождающихся трансформацией социально-государственного устройства. 2. Христианская философия истории привносит "линейное" понимание истории - отныне, история обретает направление, цель. История понимается как процесс взросления человечества, руководимого Богом. Христианская концепция исторического бытия представлена прежде всего взглядами Августина (354-430). В основе его историософии лежит библейский принцип историзма: история понимается как история некоего народа. Диалог народа с Богом является предпосылкой истории как процесса взросления человечества в актах переоценки собственной бытийственной состоятельности перед ликом божественной истины и, как следствие, история становится опытом преодоления на пути к высшему состоянию. 3. Философия истории Нового времени была обусловлена историософскими прозрениями Августина. Однако, сохранение существенных элементов августинианской историософии дополняется десакрализацией исторического процесса, выполненной наиболее последовательно в эпоху Просвещения. Отныне, логика исторического процесса не задается Провидением, а понимается как имманентная историческому бытию, картина которого во многом определяется историческими событиями, совокупными действиями человечества. Наиболее выразительным примером подчинения исторического философской логике была философская интерпретация исторического процесса, выполненная Гегелем. Он полагал, что поступательное развитие является определяющим началом исторической динамики - движение исторического, обнаруживая имманентную логику, проявляло себя как актуализация Разума. Тем самым, случайность исключается из совокупной картины исторического бытия: все - разумно, случаю нет места в истории. 4. Философия истории XIX века радикально отличается от предыдущих периодов становления философской рефлексии в отношении истории. Предметом философского познания в контексте философии истории становится не столько природа исторического бытия, сколько само познание исторического, историческое знание. Данную, критическую по отношению к историческому познанию, позицию занимает философия истории В.Дильтея (1833-1911) и Г.Риккерта (1863-1936). Они исходят из тезиса принципиального отличия природы исторического познания от познания природы. Так, Дильтей полагал, что человек - особая реальность, которая сама по себе есть история. В этом смысле, историческое познание, относящееся к наукам о духе, в отличие от наук о природе, исходит из внутреннего опыта субъекта познания. 5. Философия истории XX века интерпретирует историю как неоднозначный феномен, не укладывающийся в пределы статичной схемы. Выражением неоднознач. философ.-историч. интерпретаций XX века может служить концепция К.Ясперса. Центральное понятие его концепции - понятие осевого времени. Историческое бытие как персонификация особой духовной реальности возможна только через своеобразных парламентеров духа – лучших представителей человечества.
|