ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и революций, короче - наполненная массой уникальных событий жизнь человеческая. О.Шпенглер и А.Тойнби не признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы. Идеалистическая трактовка единства истории. На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье, Спенсера. Гегель: единство истории придавал "мировой дух", который воплощался в духе различных народов; Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая прийдет на смену существующей; Спенсер: идея единства истории была элементом его общей теории эволюции. Материалистич. подход к единству истории вкл. в себя признание единства мир. ист. Единство ист. закладывается в самой реальной жизни, в способе ее матер. обеспечения с пом. трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд - вечное условие чел. жизни. Мат. основа ист. процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самост. и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, ист. закономерностей быть не может. Формы проявления единства ист. процесса. Установление многообр. связей между странами: экономич., культурных => рост городов, консолидация народностей. С развитием капит. отношений все больше стран вовлекаются в механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связ. с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Т.о. в ходе истории меняются формы выражения ее внутр. единства, старые формы накладываются на новые. Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это разл. этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальн. жизни, осн. источник которого - неравномерность ист. развития. В контексте философского познания существует предметно-проблемная сфера, связанная с изучением онтологического смысла истории - это философия истории. Термин "философия истории" введен Вольтером (1694-1778). Вольтер изображал историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование. Что же касается самого теоретического феномена "история", то он приобрел умопостигаемую форму у древнегреческих мыслителей. 1. Древнегреческие философы описывали природу и логику исторического бытия через понятие циклического развития. История, при этом, понималась как последовательность вечно повторяющихся фаз, сопровождающихся трансформацией социально-государственного устройства. 2. Христианская философия истории привносит "линейное" понимание истории - отныне, история обретает направление, цель. История понимается как процесс взросления человечества, руководимого Богом. 3. Философия истории Нового времени была обусловлена пониманием того, что логика исторического процесса не задается Провидением, а понимается как имманентная историческому бытию, картина которого во многом определяется историческими событиями, совокупными действиями человечества. 4. Предметом философского познания в контексте Философия истории XIX века становится не столько природа исторического бытия, сколько само познание исторического, историческое знание. 5. Философия истории XX века интерпретирует историю как неоднозначный феномен, не укладывающийся в пределы статичной схемы.
|