Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Горные породы и полезные ископаемые 6 страница




Халиф - духовный и светский глава мусульманской общины и теократического мусульманского государства, считался заместителем посланника аллаха - Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителем самого аллаха на земле.

Имам – 1) духовный руководитель, наставник у мусульман 2) Основоположники религиозно-юридических толков (мазхабов) в суннизме.

 

Вопрос 88.

Мусульманское право (далее МП): общая характеристика.

Соотношение понятий шариат и МП: 2 подхода – 1. это одно и то же 2. Л.Р. Сюкяйнен отрицает синонимичность этих понятий, выделяя правовой критерий различия.

Шариат включает, прежде всего, все обращенные к людям предписания Корана и Сунны, в то время как мусульманское право содержит «лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолкованы доктриной и отвечают требованиям права». Шариат в собственном смысле слова, по мнению ученого, — в целом явление религиозное и в нем прослеживаются лишь отдельные следы правового начала, тогда как мусульманское право представляет собой «преимущественно правовой феномен, хотя и выступающий порой в религиозной оболочке и ориентированный на религиозное правосознание».

Шариат – это «путь праведной жизни» мусульманина. Он включает и правовые, и моральные, и религиозные нормы.

Разграничение понятий фикх и шариат:

Шариат – как универсальная нормативно – догматическая система регулирует поведение мусульман во всех сферах жизни, а также их чувства и образ мысли и поэтому включает четыре элемента :
1) религиозную догматику ислама ,
2) мусульманскую мораль и этику ,
3) нормы, регулирующие «отношения верующих с Аллахом», т. е. порядок выполнения основных религиозных обязанностей (оно же ибадат) ,
4) правила поведения мусульман в отношениях между собой и с не мусульманами
= МП, по крайне мере по Сюкяйнену.

Последние две категории (3 и 4) норм являются «практическими», т. к. регулируют главным образом внешнее поведение, поступки правоверных. Они объединяются в «фикх» - нормативную часть шариата, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле, поскольку в ее составе можно обнаружить не только собственно правовые нормы, но и правила отправления основных религиозных обязанностей, не все из которых являются юридическими. Правда, вторая группа норм в количественном отношении значительно уступает первой. Следовательно

Фикх = МП + ибадат; Шариат = Фикх +1 +2

В отличии от других правовых систем, которые являются результатом деятельности человека, государственных органов, мусульманское право, заявляют толкователи права (улемы), - это результат божественного откровения, оно даровано людям Аллахом через его пророка Мухаммеда (то есть воля Аллаха – единственный источник права). .
Нормы шариата охватывают все стороны жизни мусульман – мораль, религию, право. Они регулируют не только внешнее поведение человека, но и его внутренний мир и даже «загробную» жизнь. Понятие правонарушения в этих условиях отождествляется с нарушением веры, за что взыскивает государство, выступающее в данном случае как община верующих .
Характерной чертой шариата является то, что он «основан на идее обязательств, наложенных на человека», а не на концепции предоставляемых ему прав. В исламе главное место занимает идея непреходящего долга человека перед Аллахом, покорности ему, принижения личности на всех ее уровнях (молодежи по сравнению со стариками, женщин – с мужчинами, не мусульман – с мусульманами и т. д.).
Таким образом, шариат представляет собой усеченную систему права, действующего в морально – религиозной, полумистической оболочке; систему, которая характеризуется архаизмами, преимущественно казуальным характером, и по объему регулирования общественных отношений совершенно не соответствует современным условиям.

Мусульманское право в целом — это в значительной мере частное право, исторически возникшее из отношений собственности обмена, личных неимущественных связей.

В МП можно условно выделить 3 основные отрасли :
1) «право личного статута», (брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование «по закону», опека, попечительство, ограничение правоспособ-ности и т. п.)
2) деликтное (уголовное) право отличается известной схематичностью и меньшей детализацией Особенностью данной отрасли является то, что она включает санкции за все правонарушения независимо от их характера .
3) комплекс норм, условно именуемый «мусульманским гражданским правом» - «му'амалат». Современные авторы отмечают, что мусульманское право не знает самостоятельной отрасли торгового права, хотя и уделяет заметное внимание разнообразным формам коммерческих товариществ.
Мусульманско-правовая доктрина наряду с этими тремя отраслями выделяла три другие:
1) отрасль «властных норм» (по нашему публичное),
2).судебное право
3)нормы «сийар» — отрасль, которую условно называют «мусульманским международным правом».

 

Вопрос 89

Источники мусульманского права. ( дополнительно для ответа на этот вопрос обязательно необходимо использовать материалы для ответа на следующий – про мазхабы + термины в начале).

Источниками права в контексте МП можно обозвать две вещи (даже, я думаю можно сказать ИП существуют в широком и в узком смыслах).

Источником (в широком) является воля Аллаха, которому принадлежит неограниченный суверенитет. Нормы, создаваемые Аллахом, становятся известными людям посредством божественного откровения через его пророка Мухаммеда. Здесь уже ИП в формальном (узком) смысле. Эти нормы изложены прежде всего в заповедях пророка в Коране. Использование всех остальных форм права, помимо Корана, зависит от того, какое направление ислама рассматривать (суннизм или шиизм), а также какой мазхаб, поэтому этот вопрос очень тесно связан с 90-ым.

Коран, который рассматривается как вечный и неизменяемый документ, содержит мало стихов юридического характера (по не моим подсчетам из 6219 стихов только от 200 до 600). Но, поскольку религиозные и нравственные предписания ислама теснейшим образом связаны с правом, остальные стихи тоже могут быть использованы в качестве источника, из которого «извлекается» право. Коран был составлен в окончательной редакции и канонизирован при халифе Омаре (644-645 гг.)

Сунна – источник права подчиненный Корану, поэтому хадисы не имеют силы источника права в случае противоречия их Корану. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников сунны. Наиболее известный из них – сборник Бухари. В суннах до фига противоречий, поэтому имамы разрабатывали иерархии сунн. Кстати, классификация сунн, октроированная нам г-ом Исаевым на лекции – критерием является их достоверность (понятно, что достоверность обуславливает предпочтительность):

1. сахих (которая содержит всю цепь свидетелей, следовательно, является полностью достоверной).

2. мантух (в которой отсутствует одно звено)

3. мурсал (в ней нет самого главного – первоначального звена)

Если же для решения какого – то вопроса нельзя извлечь соответствующее правило ни из Корана, ни из сунны, то, по мнению мусульманских правоведов, это означает, что Аллах предоставил возможность людям самим урегулировать возникшее положение но исходя из духа Корана и сунны или, по крайней мере, не противореча им.
Другие источники права:

Иджма – как интерпретация норм, содержащихся в К. и С., так и формирование новых норм. Развитие МП п средством иджмы получил название иджтихад.

Фетва

Кияс

Урф

Фирманы

Кануны

 

Вопрос 90

Оснонвые мазхабы ислама

Мазхаб - юридический толк (доктрина, школа) мусульманского права.

Мусульманские ученые-правоведы разработали много периодизаций эволюции шариата и МП. Исаев нам давал одну из них, предложенную Абу Амина Биляль Филипсом. В соответствии с которой:

1. период Основания (610–632 гг.), когда возникла и действовала лишь правовая школа самого пророка Мухаммеда.

2. Усатновления – период правления праведных халифов (631-661 гг.)

3. Построения = период правления Омейядов (661–750) – фикх впервые делится на 2 основных мазхаба: ахль аль-хадис («люди хадисов») – оперировали только суннами и К. и ахль ар-рай («люди рассуждения», «люди мнения») – они еще и свое что-то додумывали (выражаясь нормальным языком это было разделение на два основных метода – хадис и рай). А затем начинается его разделение на множество мазхабов в связи с необходимостью решения конкретных правовых проблем на местах.

4. Расцвета (сер. 8 – 10 вв.) - вторая половина периода династии Абассидов (750–1258). Фикх был формализован и систематизирован. Количество мазхабов пошло на убыль. Уже в начале IX в. исчезло 500 правовых школ и в X в. остались лишь самые крупные из них.

5. Консолидация – до падения Багдада в 1250 г.

6. Застой – до наших дней

В период расцвета остаются 4 основных, интересующих нас, суннитстких мазхабов.

1. ханифитский – основатель Абу Ханифа (Великий имам). Воспитываелся в шиитской школе, но потом отделился от них и образовал собственную школу. Он был «теоретиком-идеалистом: он не столько смотрел на удобство применения созданных им юридических норм, сколько на сжатость и гибкость их формулировки. За приверженность к гипотетическому фикху, когда обсуждение часто начиналось с вопроса «А что было бы, если случилось вот так?», они получили известность как «чтоеслищики». Метод шуры.

Самое главное, чем все эти мазхабы отличались – это их отношение к источникам. Самыми главными во всех сунн. маз. понятно были Коран и Сунна, поэтому про них я даже не говорю.

Что касается остального: сахаб, иджма, выводы учеников сахаба (табуин), кияс (за что в основном и критиковался своими оппонентами) – источники располагаются в порядке своей важности, то есть, например, если по вопросму нет никаких мнений сахабов, то обращались к иджме и т.д. Именно они предложили и широко использовали метод истихсан. Во второй половине XIX в. исламское право в Османской империи было приведено в соответствие с мазхабом ханифитов.

Ныне действует в Индии, Афганистане, Пакистане, Ираке, Сирии, Турции, Гайане, Тринидаде, Суринаме, частично в Египте. Его последователями являются большинство мусульман, проживающих в России и странах СНГ — в Средней Азии, Казахстане, Поволжье, на Урале, в Сибири, в Крыму, на Северном Кавказе (кроме чеченцев, ингушей и аварцев) и в Азербайджане.

2. маликитский – основатель имам Малик был величайшим знатоком хадисов, его методика обучения основывалась на изложении хадисов и атары (высказываний сахаба). Он избегал практики рассуждения и гипотетического фикха. Именно поэтому его школу и последователей называют «людьми хадисов (ахль аль-хадис)». По мнению П. Цветкова, «обладала незаменимым преимуществом перед системой Абу Ханифы, так как в ней были ответы не в общей форме и не на теоретические вопросы, а напротив, ясные ответы на практические вопросы жизни. Вместе с тем именно эта полнота и определенность в данный период обрекали эту систему на очень ограниченное применение в будущем: жизнь ушла вперед, и система сделалась в значительной степени устаревшей». Источники : К, С, мнение сахабов, амаль (для них мединское право – разновидность достоверной сунны). Метод истисла (то есть тот же истихсан).

В наши дни последователей маликитского мазхаба можно найти преимущественно в Верхнем Египте, Судане, Северной Африке (Тунис, Алжир и Марокко), Западной Африке (Мали, Нигерии, Чад и др.), а также государствах Персидского залива (Кувейт, Катар и Бахрейн.

3. шафиитский – имам Аш-Шафии. Сумел объединить фикх хиджаза (школа правовой мысли маликитов) и фикх Ирака (школа правовой мысли ханифитов), а потому система Аш-Шафии, по мнению исследователей, занимает промежуточное место между правовыми системами Абу Ханифы и ибн-Малика. Именно он создал знание усуль. Очень настороженно относился к хадисам – требовал доказательство их достоверности. Иджму применял крайне выборочно, мнения сахабов, использовал кияс (в последнюю очередь). Отвергал рай и истихсан. Зато придумал новый метод – истисхаб - основывающийся на предположении, что фетвы, применяемые к определенным обстоятельствам, сохраняют силу до тех пор, пока нельзя точно сказать, что эти условия не изменились.

Благодаря своей упрощенности, как отмечают мусульманские правоведы, мазхаб шафиитов получил широкое распространение — в Египте, Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, частично в Пакистане, Турции, Ираке, Южной части Аравийского полуострова (Йемен, Хадрамут), Шри Ланке, Индонезии, Малайзии, Восточной Индии, Восточной Африке (Кения, Танзания), Бахрейне, а также в Суринаме (Южная Америка). В России последователями этой школы являются чеченцы, ингуши, аварцы.

4. ханбалитский мазхаб – имам Ахмад ибн-Ханбал – именно он по преданию знал наизусть около миллиона хадисов. Ахмад уделял огромное внимание сбору, повествованию и толкованию хадисов. Его метод обучения заключался в диктовке хадисов из своего собственного огромного собрания, известного под названием «Аль-Муснад аль-Кабир». (Сборник содержал более 30 000 хадисов, а также мнений сахабов относительно их толкования). Если ничего не подходило к решению проблемы, он предлагал свое собственное мнение, но при этом ничего из того, что говорил, не разрешал записывать. В результате получилось так, что его мазхаб был записан не собственными учениками, а учениками учеников, т.е. вторым поколением последователей. Ахмад следовал принципу марфу, т.е. признавались лишь сведения, восходившие к самому Пророку. Остальные источники: единодушное мнение сахабов, иджма (но только времен сахабов), хадисами никакими не брезгал. А вот кияс и рай – только в исключительных случаях. П. Цветков считает, что эта правовая школа отличалась крайней ортодоксальностью и своим относительным успехом обязана лишь личности самого имама Ахмада.

Большинство последователей этого мазхаба можно найти в Палестине и Саудовской Аравии. Устойчивое сохранение ханбалитского мазхаба в Саудовской Аравии, несмотря на упадок во всех других частях мусульманского мира, объясняется тем, что основатель так называемого «ваххабитского движения за исламское возрождение» Мухаммед ибн-Абдул Ваххаб[15] обучался у правоведов мазхаба ханбалитов.

Другие мазхабы, упомянутые на лекции:

- м. Заиди - сейчас в Йемене

- м. Лайти – тоже запрещал все записывать

- м. Таури – единственное, что мне о нем известно, что его сторонники конфликтовали с Абасидами.

- м. Захири

- м. Джарири

Эти мазхабы прекратили свое существование в силу определенных политических факторов, а отчасти и оттого, что ученики не записали фетвы, выведенные основателями.

 

Вопрос 91

Публичное право в исламе. (Прочитайте обязательно Крашен. Стр. 498-504 про Арабский Халифат)

В исламе нет понятия государства, вместо него есть умма – мусульманская община, собрание правоверных, существовавшая всегда и управляемая Аллахом посредством его наместника имама (тут важно не запутаться, так как имамом был только Мухаммед, остальные правители халифата были халифам, а еще имам - это духовный учитель:).

Халиф (сначала избирался мусульманской знатью, потом его власть стала передаваться по завещатльному распоряжению -> по нашему монархия) обладал властью духовной (имамат) + светской (эмират)

Визирь – главный советник + высшее должностное лицо

Шура – консультативный орган, возглавлял который халиф, кроме него в Шуру входили улемы (богословы) и факихи (правоведы).

Диваны – разветвленный бюрократический аппарат (см. Краш. Стр 501 2 абзац).

После завоевания Испании и Византии – усложнение понятия государства. При Абасидах к теологическому понятию умма добавляется еще и светский компонент. Образуется диархия: Падишах (впервые в Др. Иране, потом в Османской Империи) – глава государства, теократ. + Визирь – ведал светскими делами.

Центральным институтом выступает халиф — глава государства (халифата) и общины правоверных, наделенный решающими светскими (политическими) и духовными полномочиями. Кроме того, в суннитской концепции формы правления традиционно важное место принадлежало принципу совещательности (аш-шура), в реализации которого ключевую роль должны играть религиозные деятели и который теоретически лежит в основе организации и функционирования государства. Наконец, основное назначение государства эта теория видит в связанности всех его органов мусульманским правом и ориентации их деятельности на осуществление его предписаний. А через обеспчение государством поклонение Аллаху – достижение благоденствия народа.

Байт ал-мал - казна мусульманского государства, в которой концентрируются все полученные в соответствии с мусульманским правом доходы государства. Формируется:

1) налоги

- закят – часть имущества, которую полагается выдавать собственнику в распоряжение всей уммы, взимается только с зажиточных людей, распределяется виде милостыни между бедными.

- джизия – подушная подать, которую должы были уплачивать все неверные, находящиеся под политической властью муслимов.

- харадж – поземельный налог, опять же с неверных

- `ушр (десятина, налог с продуктов земледелия),

- хумс (1/5 часть военной добычи),

Все налоги и сборы, за исключением утвержденных шариатом (перечисленных выше), считались мусульманскими правоведами незаконными, но несмотря на это их потом вводили много разных

2) пятая доля военной добычи;

3) бесхозное и выморочное имущество;

4) доходы с вакуфного имущества и все случайные доходы, которые, в соответствии с шариатом, не подлежат передаче в частную собственность

 

Вопрос 92

Частное право в исламе

Шариат не знал деления права на отрасли, напротив характеризовался бессистемностью. Несмотря на это нормы права, регулирующие правоотношения, относящиеся с точки зрения европейского права получили заметное развитие.

Существовали рабы

Неравенство мужчины и женщины

Субъект права лишь Аллах, а все мусульмане – носители установленных богом обязанностей. Центральный вопрос - дееспособность

Особое внимание уделяется «праву личного статуса», которое определялось прежде всего вероисповеданием лица.

Нормы, регулирующие имущественные отношения.

Право собственности не получило столь детальной разработки, как в РП т.к.:

1. довольно слабо был развит гражданский оборот

2. Идеи ислама о нестяжательстве, безусловном приоритете духовного над мирским укрепились в светских сферах жизни, сформировав соответствующее отношение мусульман к собственности.

Единственным верховным собственником является Аллах, который передал свое право Пророку. Необходимость частной собственности обуславливалась правоведами, исходя из изречения Корана: "Он (Бог) сотворил для вас все, что есть на земле" (Коран II, 27)

Право собственности по шариату - это право неограниченного распоряжения вещью и пользования ее плодами. Собственнику принадлежит право пользования (манфаат), право владения (кабз), право распоряжения и право извлечения доходов (тамлик). Собственниками могут быть только мусульмане, заслужившие это право своей верой в Аллаха. (по Исаеву оно все-таки ограничено через закят, то есть налог)

Под владением мусульмане понимают не фактическое обладание вещью, снабженное юридической защитой, а одно из средств доказывания права собственности.

Исходя из этого 3 вида:

йад, или простое держание;

хияза, или длительное владение;

хавз, или квалифицированное владение.

МП не известна приобретательская давность, зато способы приобретения, как и у нас 2-х видов: первоначальные и производные.

Примечательно, что Аллах запретил мусульманам приобретение доходов посредством ростовщичества - рибы (Коран II, 276, Коран III, 125). В иерархии исламских грехов риба занимала третье место !!!!!! (нИ хрИна себе) - после неверия в Бога и дружбы с его врагами. .

Не могли находиться в собственности мусульман:

- воздух

- море

- пустыня

- мечети

- водные пути

«Нечистые вещи» - не могли также состоять в собственности мусульман:

- вино

- свинина

- книги, противоречащие положениям ислама

-земли и имущество немусульман, перешедшее к мусульманам мирным путем

- имущество умерших, не оставивших наследника

 

Классификации вещей:

1. движимые – недвижимые

2. заменимые – незаменимые

3. индивидуально-определенные и определенные родовыми признаками

 

Особые правовые режимы земельной собственности

Хиджаз – земли, первоначально составляющие территорию мусульманской общины (Мекка + то, что к ней прилегает), имели особый правовй режим: на них могли селиться только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться и т.д.

Мульк – частная феодальная собственность на землю, не получила широкого распространения, в отличие от западноевропейских аналогов не имела иерархической структуры и не связывалась условиями службы.

Икта – земельная собственность, предоставляющаяся представителям феодальной верхушки за военную или государственную службу из фонда захваченных земель. Позднее стала передаваться по наследству (ничего не напоминает?). Владельцы (они же иктадары) наделялись в том числе и правом сбора податей в свою пользу с подвластного населения.

Вакуф (а по другому вакф) = религиозная собственность - имущество (обычно недвижимое), переданное собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели (это по Кр.). Еще я нашел, что данный статус приобретают все нприятельские покоренные земли. Они являлись неприкосновенными и обращались в собственность мусульманского общества. Собственник, передавая свое имущество в вакф, сохранял за собой правомочия владения и пользования; право распоряжения терялось жертвователями, но и не приобреталось вакфополучателями. Самым первым вакфом считается покупка Пророком Мухаммадом земли в Медине и строительство на ней мечети, известной в наши дни как Мечеть Пророка. .
Что касается договоров, то тут разные мазхабы допускали разные их виды, перечислять нет смысла, поскольку с развитием товарно-денежных отношений появился принцип хийал. Этот принцип состоял в том, что договор, которой противоречил мусульманскому праву заключался путем заключения цепочки договоров, каждый из которых в отдельности МП не противоречил. Хийал признается ханафитским и шафи`итским мазхабами и запрещен маликитским и ханбалитским толками. Вообщем стоит сказать, что так или иначе все архаизмы МП (в том числе и запрет ростовщичества) были так или иначе преодолены впоследствии обходными путями, например, через заключение сделок от лица неверных.

Довольно интересен тот факт, что в Аравии возникло большое количество инититутов широко используемых до сего времени европейским правом, например, чек (араб. сакк), аваль (араб. хавала), мусульманский вакф лег в основу концепции доверительной собственности и т.д.

 

 

Вопрос 93

Уголовное право в исламе

- наименее разработанная часть МП

- долгое время отсутствовало понятие преступления

- на всех этапах мусульманской истории применение уголовного права в значительной степени определялось административным произволом

 

Классификация преступлений (средневековая и до наших дней):

1. худуд (в ед. ч. Хадд) ( посягали на общественный строй, ранее рассматривались, как посягательства на права мус. общины) - строго определенный список преступлений, за которые обязательно следует специфическое (самые жестокие) наказание, применение которого не должно зависеть от воли официальных властей или частных лиц. Согласно мусульманской доктрине восходили к указаниям самого Аллаха и трактовались, как посягательства на «права Аллаха». П.: отступничество от ислама, бунт, употребление алко, прелюбодеяние, лжеобвинение в нем, кража, разбой.

2. джинайат – посягательства на права отдельных лиц. П.: убийство, нанесение тяжких телесных повреждений. Варианты: либо кизас (он же талион Коран 5,49), либо дийи (денежная компенсация).

3. тазир – в период становления халифата не рассматривались, как наказуемые деяния, следовательно, не упоминались в основных источниках шариата. Мера наказания за них определяется суждением местного правителя и его судей (кадиев), стремящихся к исправлению и дисциплинированию своих подданных (отсюда тезир – исправительное наказание). Основное правило: тезир не может быть не должен превышать хадда, то есть можно в качестве тезир максимально 39 ударов плетьми (40 уже хадд), 6 месяцев в тюрьме, ни в коем случае нельзя применять смертную казнь, ибо после этого еще никто не смог исправиться…

 

Также МП различает преступной деятельности (джурм):

1. нарушение запрещенного (карается строже)

2. неисполнение предписанного

Покушение не является условием виновности, то есть престпление обязательно должно быть совершенно, иначе оно наказывается всегда как тезир.

 

Мусульманское рассматривает две формы виновности:

1)умышленную

 

2)неумышленную:

- Когда виновный в преступлении желал причинить потерпевшему вред значительно меньший, что произошел в действительности, (например, удар палкой причинил смерть) )
-Когда виновный вовсе не намеревался совершить какие-либо преступления. Сюда относится преступление вследствие неосторожности или неисполнения постановления власти.
Деление умыслов на заранее обдуманный и внезапный (холод-ный) не знакомо мусульманскому праву.

 

Вопрос 94

Брачное право в исламе

Брак – религиозная обязанность, безбрачие – нежелательное состояние.

Брачной договор = своеобразная торговая сделка.

Брак (акд) - это заключение договора, по которому женщина перестает быть посторонней, «запретной» для мужчины, с которым она вступила в брачный союз.

Лица, достигшие совершеннолетия (м – 12, ж – 9) могут заключить брачный союз по собственному желанию. До заключения брачного договора жениху и невесте запрещается видеть друг друга, даже тайно.

Для заключения брачного договора шариат требует соблюдения следующих четырех условий:

1. Формула бракосочетания должна быть произнесена на правильном арабском языке. Лишь в виде исключения (если арабского языка не знают ни жених, ни невеста, ни их доверенные лица) допускается прочтение на другом языке.

2. Читающие формулу (жених, невеста или их доверенные лица) должны быть совершеннолетними и в здравом уме.

3. При произнесении формулы необходимо упомянуть имена невесты и жениха. Например, если отец невесты, читающий формулу бракосочетания за дочь, обращается к жениху со словами: «Я считаю одну из своих дочерей твоей женой», то брачный договор считается неверным, ибо неясно, какую дочь он выдает замуж (на мусульманском востоке случается, что жениху преподносят совершенно неожиданную невесту).

4. Жених и невеста должны быть согласны на брак, а не принуждены к нему. Однако если невеста внешне и проявляет отвращение, но «в душе согласна», брачный договор признается верным.

 

Муж должен дать жене калым (как я понял это то же самое, что махр), то есть выкуп, уплачиваемый мужем первоначальному роду невесты. Можно жениться на христианке и еврейке, обратив ее при этом в свою веру, на остальных так называемых язычниках – не фига. Женщина – только за мусульманина.

Существует такой институт, особенно развитый у шиитов, как временный брак, заключается когда нет намерения интимного сближения. Это бывает, когда брачный договор заключают пожилая женщина и старик, чтобы ухаживать друг за другом, или когда пожилая женщина намерена ухаживать, готовить пищу, заниматься домашним хозяйством у одинокого пожилого мужчины, поскольку ислам запрещает женщине пребывание в жилище постороннего мужчины.

Права и обязанности супругов.

Жена обязана:
А). Жить в доме мужа;
Б). Допускать его к половому общению с собою в подобающем месте и в надлежащее время, сообразуясь с требованиями приличия и здоровья;
В). Подчиняться его приказаниям, если они не безрассудны;
Г). Строго соблюдать супружескую верность с момента подписания брачного договора, не зависимо от того, был ли уплачен махр или нет;
Д). Избегать предосудительной близости с посторонними мужчинами;
Е). Не показываться без уважительных причин в публичных местах;

В случае невыполнения женою указанных требований, муж может развестись с ней и отказать ей в содержании. Непокорную жену муж в праве лишать свободы и после увещаний подвергать легким телесным наказаниям.

Муж обязан:
А). Содержать взрослую жену сообразно со своим и ее состоянием, а при неравенстве условий - по среднему расчету.
Отлучка мужа из дома на срок 6 месяцев и отказ содержать жену на протяжении того же срока являются поводом для развода.
Б). Если у мужа более одной жены, то он обязан дать каждой отдельное спальное помещение, имеющее свой отдельный выход во двор, и по возможности равно делить между ними свое имущество, обращаясь с ними одинаково и в других отношениях.
В случае отказа мужа от брачного сожительства, жена может обратиться к народному судье, который, впрочем, действует на супругов одним лишь увещанием.
В). Во всяком случае, муж обязан предоставить жене отдельное помещение, из которого она может удалить всех кроме мужа.
Г). Муж обязан позволять жене посещать ее родителей раз в неделю, детей от прошлого брака – посещать их достаточно часто, а также позволять ей посещать и принимать ее собственных родных, находящихся в степенях родства.
Муж не подвергается взысканию (ни гражданскому, ни уголовному) за несоблюдение супружеской верности, за исключением случая содержания в одном доме с женой наложницы – язычницы.
Развод по шариату, как это ни странно, отличается от других законодательств мира своей поразительной легкостью и отсутствием каких-либо формальностей. Единственные условия, которые шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, - он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 434. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.069 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7