Методологический анализ подхода культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева
Со времен ЛеБона стало общепризнанно, что окружающие люди влияют на сознание и поведение людей. Если социальное так влияет на сознание, может оно и порождает сознание? Выготский: Сознание – это идеальное отражение объективной реальности, а значит всегда какое-то удвоение реальности. Система наших мыслей (сознание) – как бы предварительно организует поведение, и если я сперва подумал, а потом сделал, то это означает не что иное, как такое удвоение и усложнение поведения, когда внутренние реакции мысли сперва подготовили и приспособили организм, а затем внешние реакции осуществили то, что было наперед установлено и подготовлено.
Леонтьев на основе этого создал свою теорию деятельности. Именно труд создал человека вместе с его сознанием. Поэтому сознательный образ возникает при переходе к специфической и присущей только человеку трудовой деятельности как «историческая необходимость презентированности психического образа субъекту». Трудовая деятельность заведомо направлена на результат. Для того, чтобы достигнуть этого результата, он должен быть заранее представлен (презентирован) субъекту. Эта представленность и есть осознание.
Выготский понимал, что сознание непосредственно невыводимо из трудовой деятельности. Психическую деятельность, утверждал он, следует рассматривать именно как деятельность, как совершение определенных операций. Но психические операции должны осуществляться с «удвоенной» реальностью. Специфика психической деятельности состоит в том, что ее объектами и орудиями выступютне предметы, а их заместители – знаки. Сознание оперирует значениями.
Гальперин. Сознание не может быть полным дубликатом реальности. Но поскольку сознание – это всегда только «удвоение», то в нем не может содержаться что-либо сверх того, что «удваивается».
Выготский: Сознание человека – это продукт общественного развития. Поэтому социальное выступает как еще одна причина удвоения реальности сознание взаимодействует с ситуацией не непосредственно, а через другое лицо. Генетический закон культурного развития: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды: сперва – в социальном плане (интерпсихическая категория), потом – в психологическом плане (интрапсихическая категория). Т.О. сознание вторично, а социальное взаимодействие – первично. Взгляд человека на предметы (в том числе и на себя) возникает из способности видеть мир глазами других людей, понимать и поддаваться воздействию социальных символов.
Критика: 1. Если древние предки человека смогли начать трудиться (разговаривать) в совершенно бессознательном состоянии, то, что способствовало появлению сознания? Социальные процессы оказывают огромное влияние на сознание, но они не могут его породить.
|