Амстердамский договор 1997 года. Хартия об основных правах Европейского Союза 2000 года. Ниццкий договор 2001 года
Вступил в силу 1 мая 1999г. Амстердамский договор. Данный договор был подписан 2 октября 1997г. Он расширил сферу действия права ЕС. В соответствии с данным договором была установлена обязанность всех гос-ств членов соблюдать и охранять основные права человека. Было закреплено, что граждане имеют право обратиться в суд ЕС. Закреплены положения, относящиеся к созданию пространства безопасности, свободы и законности. В соответствии с Амстердамским договором в договор О ЕС были внесены изменения и дополнения: 1)предусмотрены санкции в отношении государств-членов за нарушение учредительных договоров и иных правовых актов ЕС 2)шенгенские соглашения и принимаемые на их основе были включены в право ЕС 3)изменена нумерация статей договора О ЕС, буквенные обозначение изменены на цифровые 4)в сферу деятельности ЕС включены новые формы сотрудничества: А)политика занятости Б)решение вопроса о предоставления убежища В)иммиграционная политика Г)введение поста высокого представителя по вопросам внешней политики и политики безопасности
Хартия Европейского союза по правам человека является документом, закрепляющим некоторые основные права.
Формулировка этого документа была согласована на уровне министров и была включена в проект конституции для Европы. Однако проект конституции был отвергнут на референдумах во Франции и Нидерландах. Ссылка на скорректированную в 2007 году Хартию была также включена в более поздний Лиссабонский договор, который вступил в силу 1 декабря 2009 года. Оговорки об ограниченном применении Хартии сделаны Соединённым Королевством, Польшей и (неформально) Чехией. Суд Европейских сообществ постановил в 1996 году, что договоры об учреждении Европейского союза, не дают ему возможность присоединиться к Европейской конвенции по правам человека, несмотря на это все государства-члены СоЕ / ЕС, подписали конвенцию (Решение 2/94 «Присоединение сообщества к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 28 марта 1996 года). После этого, Европейский совет в Кельне (3/4 июня 1999 года) поставил задачу разработать устав конвенции.[1] Учредительное собрание по конвенции прошло в декабре 1999 года, проекты были утверждены 2 октября 2000 года. Европейский Совет (13/14 октября 2000 года) единогласно одобрил проект и направил его на рассмотрение в Европейский парламент и Европейскую комиссию. Европейский Парламент дал свое согласие 14 ноября 2000 года, а Комиссия 6 декабря 2000 года. Председатели Европейского парламента, совета и комиссия подписали и провозгласили хартию от имени своих учреждений 7 декабря 2000 года в Ницце. Таким образом, три вышеупомянутых учреждения Европейского союза (совет, комиссия и парламент) постановили, что хартия, соответствует всем формальным требованиям (на данный момент) чтобы представлять основные принципы прав человека союза. Однако юридической силы Хартия с этими решениями не обрела. Новая редакция Договора о Европейском Союзе и Договоров, учреждающих Европейские сообщества, рассматривалась на саммите Европейского Союза в Ницце в декабре 2000 г. Подписание согласованного варианта текста договора состоялось 26 февраля 2001 г., и еще несколько месяцев потребовалось для его ратификации. В силу Ниццкий договор вступил 1 февраля 2003 г.
Основные дискуссии в ходе Ниццкого саммита разгорелись по вопросам институциональной реформы. Речь шла о четырех важных новациях, каждая из которых оказалась решена весьма половинчато. Во- первых, произошло дальнейшее расширение сферы применения квалифицированного большинства при голосовании в Европейском Совете. Однако по настоянию Великобритании и ряда других государств право вето было сохранено при голосовании по вопросам налогообложения и социального обеспечения, что резко осложняло интеграцию в этих сферах с учетом очень разного уровня развития и специфики стран-претен- дентов на вступление в Евросоюз.
Ниццкий договор включил пространные положения, регламентирующие порядок запуска и осуществления таких программ. Одновременно были сняты многие ограничения, которыми ранее оговаривалась возможность «продвинутого сотрудничества» (в том числе было установлено, что для запуска «продвинутого сотрудничества» достаточно участия не большинства стран Евросоюза, а лишь 8). Кроме того, Ниццкий договор практически лишал отдельные государства возможности заблокировать запуск «продвинутого сотрудничества» в областях, относящихся к ведению Евросоюза. Ответственность за координацию действий и совместимость «продвинутого сотрудничества» с общими политиками Евросоюза была возложена на Европейский Совет и Еврокомиссию. Все эти меры имели большое значение с точки зрения сохранения высокой динамики интеграционного процесса после расширения Евросоюза. Однако критики Ниццкого договора отмечали, что использование «продвинутого сотрудничества» угрожает расколом Союза и формированием в его составе своеобразной «периферии», состоящей из стран-«новичков». Помимо расширения Евросоюза Ниццкий договор позволил придать новый импульс развитию его «второй» и «третьей» опор. Ниццкий договор завершил преобразование «второй опоры» в систему ОВПБ/ЕПБО, в том числе закрепил предыдущие решения Европейского Совета по созданию Сил быстрого реагирования. Формирование этого контингента предусматривалось на основе предоставления странами-участницами сроком минимум на 1 год персонала (первоначально общей численностью 50 60 тыс. чел.) и техники (в частности, 400 военных самолетов и 100 военных кораблей). Данный процесс должен завершиться к 2003 г. От использования структур ЗЕС было решено отказаться. Ниццкий договор исключил из Договора о Европейском Союзе все упоминания о ЗЕС как «агенте» Союза в военной сфере. В свою очередь Совет ЗЕС в Марсельс- кой декларации в ноябре 2001 г. заявил о прекращении деятельности как оперативной организации. ЗЕС сохранился лишь как система взаимных гарантий стран-участниц в случае агрессии и консультативный орган.
Ниццкий договор 2001 г. внес также ряд изменений в правовой режим СПСО. Большая часть их касалась полномочий и организационного оформления Европола и Евроюста. К договору была приложена специальная декларация о структуре Евроюста (в соответствии с решениями саммита в Тампере и программой «Ьрюссель-1») и сформулирована основная задача этой организации: «Содействовать надлежащей координации деятельности национальных органов, уполномоченных осуществлять уголовное преследование, и оказывать помощь в расследовании дел, связанных с организованной преступностью». Ниццкий договор ввел также новое положение о том, что правила, определяющие полномочия Евроюста, должен будет принять Европейский Совет. В перспективе планировалось и создание особого договора о Евроюсте.
еще один важный аспект Ниццкого договора - новый шаг в гуманитарной интеграции. В основном тексте договора этому вопросу было также уделено мало внимания
|