ОБЩЕЕ: В итоге следует отметить, что процесс развития редактирования советский период носит конкретно-исторический характер. Он обусловлен действием целого ряда идеологических, социально-экономических, художественно-эстетических, социально-психологических и других факторов, действовавших на разных этапах жизни общества. В начальный период на нем в значительной мере сказываются классические традиции редакторской школы прошлого. В дальнейшем идет формирование жесткой централизованной книгоиздательской системы, полностью подконтрольной государству, распространившему свой диктат и на сферу духовной жизни.
Несомненный ущерб редактированию принесли догматизм в понимании процессов творчества, слепое следование идеологическим догмам, искаженные, но одобренные «сверху» представления о социальных функциях литературы. Вместе с тем в советский период получают достаточно широкое развитие такие функциональные виды литературы, как Научная, научно-популярная, справочная, учебная и др., обогащается практика издания произведений детской и художественной литературы. Специализация книгоиздательских предприятий способствовала формированию профилированных по видам деятельности высококвалифицированных редакционно-издательских кадров. Значительно обогатила теорию и практику редактирования деятельность в этой области крупных писателей и ученых.
Были некоторые явления, которые относят к определенным людям.
Развитие научно-популярного жанра
РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ РЕДАКТИРОВАНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ВАВИЛОВ, ФЕРСМАН, ОБРУЧЕВ
С.И. Вавилов:
-сочетал науч-исслед работу с творч работой писателя, редактора, рецензента; -оригинальн научн работы, научн-попул книги, статьи; -глав реда, член редколлег многих научн журна («Успехи физических наук», «Журнал экспериментальной и теоретической физики», «Вестник Академии наук СССР»); -председатель ред-изд Совета АН СССР, глав ред 11-го издания Больш Совет Энцикл; -руководил Комиссией АН СССР по изд науч-поп лит, сер «Итоги и проблемы соврем науки»; -науч-поп сер – «Классики науки», «Мемуары», «Лит памятники», «Биографии», «Массов сер»; -председат ред кол журн «Природа», «Наука и жизнь», «Знание – сила;»-инициатива в создания Всесоюзн общ по распр полит и науч знаний; -система принципов и методов подготовки научн изд – от замысла и до отбора образ сред; -обогатил практику создания и подготовки попул изд о науке ориг приемами изложения науч материала, использ стилист фигуры, лексич находок; -научн прогнозир
А.Е. Ферсман:
-основоположник геохимии; -организац, редактир журн «Природа»; -изд З.И. Гржебина; -первый руководит «Изд Рос академии наук»; -классич образцы науч прозы, науч-попул книги, статьи, например («Занимательная минералогия»); -принцип единства органич и неорганич миров, их взаимосвязей; -использ и сюжет-композиц, изобр-выраз средств; -произведения написаны по материалам науч экспедиций; -сюжетн линии пластич, динамич, живые наблюдения и впечатления; -главное – заставить чит задуматься, приобщить его к сложному процессу миропознания.
В.А. Обручев:
-популяризатор науки; -опублик в журн «Север» свои путевые заметки «По Бухаре»; -постоян авт журн «Природа»; -сотруднич с отделом науч-поп лит Госиздата; -несколько науч-худ и науч-поп приключ романов («Плутоний», «Земля Санникова»); -формиров образа будущего изд на основе сист анализа всех элем лит произвед; -приемы популяризации, жанр – «путешествие», худож вымысел, легенды и мифы; -эффект романтики научн поиска
РЕДАКТИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С.Я. Маршак:
-вклад в создание методологии, методики ред работы в обл детск лит; -руководил ред детс отдела Ленгосиздата; -сотруднич в периодич изд «Воробей», «Чиж», «Новый Робинзон», «Костер»; -хотел преодолеть догматич-утилит подход к воспитанию чел личности; -искал авт, разделявших его позицию, убедил многих, кто даже не подозревал о своих талантах в создании произведений для детей; -привлек К.А. Федина, М.М. Пришвина, А.Н. Толстого, М.М. Зощенко, Н.А. Заболоцкого, О.Э. Мандельштама; -новаторство - обогатил дет лит новым жанр содерж; -как ред проникал в самый замысел произведения и оценивал его; -каждое слово, деталь, фраза раскрывают идеи, характеры героев;
-не любил «гладкописи», борец против безликого, тщательно отфильтр авт яз; -чувство меры в использ образ средств.
Социальный заказ, как проявление служения автора, художника обществу
РЕДАКТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА: К.М. СИМОНОВ, А.Т. ТВАРДОВСКИЙЙ
К. М. Симонов:
-глав ред журн «Новый мир», редактир «Лит газету», член ред совета изд «Советский писатель»; -основ принцип при отборе худож произвед – подлинно худож произвед должно дойти до своего чит; -как редактору свойсв диктаторство, безапелляционность в оценке произвед, вынесении решения о его дальнейшей судьбе; -оценки воен-ист, проблема сохран в произв ист контекста; -любое «осовременивание» реалий, искажение лексики передав времени – это вред реализации принципа историзма; -историч произв должно служить сегодняшнему дню
-большое знач в произв на истор тему у науч-справ аппарата издания, его роли в воссоздании историч контекста
А.Т. Твардовский:
-глав ред журн «Новый мир», ред, критик, литературовед; -ответы на письма, стать, выступл, посвящен литер мастерству Пушкина, Блока, Маршака; -чутко улавливает подлинно талантл произвед (Солженицына «1 день Ив Денисов», «Матренин двор», повести В. Быкова); -ред – чел, обладавш подлин худож чутьем, обостренным соц зрением, даром восприятия реальности; -против превратно понимаемого «соц заказа», против «конъюнктурщины» в иск; -редактир в совет период носит конкрет-историч характер;-развитие функциональн видов лит: науч, науч-поп, справоч, учебн;
Бунтарские течения в литературном процессе
-«бунтарские» течения в лит процессе
Имажинизм:
-С.А. Есенин, Р. Ивнев, А.Б. Мариенгоф, В.Г. Шершеневич; -имели свое издат; -сборники и журн «Гостиница для путешествующих в прекрасном»; -естеств образность рус речи, внимание к предметн детали, изобразит подробности, тропам, сист мелодич и ритмич организ текста, формалистич подходы; -образн лит средства
Соц. реализм
Система жесткой регламентации изд дела:
-образовано Главное управление по делам лит и издательств (Главлит) – цензура; -формир идеолог догмат - полит цели, задачи гос
Ред оценка лит произведения:
-что основное? – худ достоинства произвед, прежде всего? или идейность, реализация политич линии гос?; -«соц заказ»
Метод социалистического реализма:
-осн метод; -требовал правдивого, историч конкрет изображения действит, в ее революц развитии + задачи идейн переделки, воспитания трудящихся в духе социализма
-обеспеч художнику полной творч инициативы, выбора разнообраз форм, стилей и жанров; -отрицат сказался на подготовке художе и др видов лит
Конъюнктурная литература:
-ходовое утверждение – кон. иск ближе всего к классицизму – это неверно, т.к. классицизм обладал философ предпосылками, выражал соответствующее общее сознание.
-уникальный соц факт, изолирован сист; -явление советской эпохи; -вклад в формирование принципов редактир, разработка концепт подходов к отбору, подготовке произв для печати.
ЗНАМЕНИТЫЕ РЕДАКТОРЫ
А.М. Горький:
-руководил изд «Знание»; -сер «Дешевая библиотека товарищества «Знание»; -редактировал журн «Современник»
организовал изд «Парус»:
-программа изд - охват современ проблемы науки, философии, соц-полит жизни, этики, морали; -принципы издания авт, представл культуру народов Росс империи (сборн армян, латыш, финл лит); -идея этих сборн – дать представление о национ лит (Больш вниман справоч аппарату, вступит статье, обзор истории национ лит)
советский период деятельности:
-популяризац произведений всемирн лит; -руководит изд «Всемирн лит» (цель изд – познакомить с образц мир лит классики); -ред - В.Я. Брюсов, А.А. Блок, К.И. Чуковский;
-опирался на традиции, сформировавшиеся в процессе развития класс рус лит; -принципы отбора худ произв - произвед как к целост худ сист; -постоянно работал с авт;
-жур «Литературная учеба»; -умел оценить подлинный талант (защищал И. Бабеля и его «Конармию»)
В.Я. Брюсов:
-руководил изд «Скорпион»; -ред журн «Русский архив», «Весы», «Рус мысль»; -сотрудн в изд «Парус»; -редактир журн «Худож слово»(1920–1921 гг.), в подготовке полного собр сочин Пушкина, сер «Народн библиот», произвед Э. По, Э. Верхарна; -глубокий знаток предмета лит работы; -изуч источники, нужные ему для редакт и переводов, изучал яз (изуч армян яз); -подбор авт для переводов (подстрочн к перев – А. Блок, К. Бальмонт, И. Бунин, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб, В. Ходасевич); -внимание к выбору средств реализ авт произвед в изд; -разраб концепц издания, сист размещения материала, структур и содерж справочн аппарата
А.А. Блок:
-принципы наследования лучших традиций ред иск; -ред оригинальн поэтич произвед и ред переводов (Гете, Гейне - изд«Всемир лит»); -стремится передать поэтич суть произвед в естеств звучании русской речи; -для переводов необходимо глубоко знать творчество Гейне, сохранение стихотворного размера, ритма, снятие русифициров налета при переводе немец лексики; -первый после революции издал Лермонтова; -открыл поэта широкой, но мало подготовлен аудитории; -коммент и примеча миним; -огранич библиографич инф, не включает полемич суждения литературоведов, много биографич фактов