Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Детское изобразительное творчество в современных гуманистических авторских школах (Р. Штайнер, М. Монтессори, Ш. Амонашвили и т.д.)




Штайнер — немецкий педагог. 20-е годы 20 века. В то время тоже стояла проблема воспитания детей в русле национальной самосознательности. Его первая школа открылась в 20-е годы—трудовая школа Суть — система образования основана на уважении к детству. Цель — развить природные способности ребенка и укрепить веру в собственные силы. Цель - вооружить ребенка. Сопричастность, событийность — всего, что происходить в шкале.

возрастная ориентация методов обучения. классного учителя традиции устного рассказывания и театральной постановки как части учебного процесса на первый план художественное обучение (рукоделие, лепка и т. д. )

Преподавание строилось «эпохами». преподавание двух иностранных языков с 1 класса по особой методике—погружение в языковую среду, еженедельные учительские конференции совместная работа учителя с родителями внимание художественной организации пространства.

Принцип здесь и сейчас, реагирование на рост ребенка в понимании материала, отношение без стереотипов ученик -личность. Занятие на природе, босиком, если босиком человек открыт для преподавателя. Штейнер — вальдорфская педагогика, ориентация учебного плана и методов обучения на возраст. Отмена системы баллов, второгодничество. Упор на развитие ребенка в соответствии со способностями. Гигиена преподавания - ориентация на ритмы дня, месяца, года, преподавание «эпохами». Преподавание двух иностранных языков с первого класса по особой методике, еженедельные учительские конференции, позволяющие наблюдать за процессом, детьми. Содействие с родителями, внимание к художественному пространству. Воспринимать детей такими, какие они есть, стать на их позиции, доверительное, открытое общение.

Вальдóрфское образовáние (также известное, как Штáйнеровское или Вальдóрфско-штáйнеровское образовáние) — образование, основанное на гетеанистическом методе познания, на образном мышлении, сопереживании. Основной принцип вальдорфской школы — свободное развитие ребенка, без страха и стресса (в школах нет оценок и экзаменов), а общим законом для вальдорфских учителей является уважение к личности ребенка.

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах расположенных в примерно шестидесяти странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем.

Рудольф Штайнер написал свою первую книгу об образовании, «Образование ребенка», в 1907г.

Школы Вальдорфа работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе ребенка. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками, но день на всех этапах обучения (от ясель до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативный-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье).

 

АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович (р. 1931) — грузинский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1973), профессор (1980). Д. чл. АПН СССР (1989—1991), поч. чл. РАО (1993). После окончания Тбилисского ун-та (1955) работал в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР (с 1983 по 1991 — его директор). С 1987 — ген. директор экспериментального научно-производственного объединения МНО Грузии. С 1964 г. А. руководил экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в том числе обучения детей с 6 лет в условиях школы. Разработанная им система воспитания и обучения — "педагогика целостной жизни детей и взрослых" — строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы — опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в "уроки счастья жизни", познания, общения, взросления. В своей педагогической системе А. предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия. Нравственная основа детской учебной кооперации в этой системе заключается в способности радоваться успехам других, готовности прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путем шефской помощи детскому саду, начальным классам и др. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, например, при обучении чтению — от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики участвуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т. п. Результаты научно-практических трудов А. опубликованы в книгах: " Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах", Тб., 1970; "Обучение. Оценка. Отметка", М., 1980; "Созидая человека", М., 1982; "Здравствуйте, дети!", М., 1983; "В школу — с шести лет", М., 1986; "Единство цели", М., 1987; "Личностно-гуманная основа педагогического процесса", Минск, 1990; и др.

Он сравнивал свою профессию учителя, воспитателя, педагога с разными другими профессиями. В начале своей педагогической деятельности основным тезисом работы учителя он считал формулу, сравнимую с работой врача еще с времен Авиценны: “Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!” Несомненно, ни врач, ни учитель не имеют права ошибаться. Ошибка врача в диагнозе влечет за собой неправильное лечение, ухудшение здоровья пациента. Ошибка педагога в определении личности ребенка, методах воспитания и обучения, влечет за собой впоследствии неправильно сформированную личность. “Педагог обязан изучить ребенка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс”.

По мере накопления педагогического опыта Амонашвили пришел к выводу, что настоящий учитель должен быть актером. Как артист на сцене забывает обо всем, кроме жизни своего героя, заставляет зрителя воспринимать спектакль как действительность, так и педагог, входя в класс, должен забыть о своих личных проблемах, переживаниях, и помнить только о своих “зрителях”, учениках, каждый из которых имеет свой собственный характер, мировоззрение, но все они без исключения должны быть вовлечены в общий творческий процесс обучения.

Особенно мне понравилось в теории Амонашвили его умение лаконично формулировать основные тезисы работы учителя, которые он называет “памятками”. Впоследствии он их сгруппировал, и получилась памятка следующего содержания:

Будь осторожен!

Не ошибись!

Не вреди!

Будь надеждой для школьника!

Дари себя детям!

Знай, к чему стремишься!

Постоянно ищи в ребенке богатство его души!

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!

В процессе общения с коллегами за годы работы в школе Ш.А. Амонашвили собрал огромное количество мыслей и соображений учителей под общим названием “Размышления в учительской”. На мой взгляд, в них сконцентрирован огромный опыт нескольких поколений школьных учителей, который оказывает неоценимую помощь начинающему неопытному педагогу. Хотелось бы процитировать некоторые из них:

Учитель должен владеть тоном и тактом общения с коллегами.

Учитель не должен стесняться учиться у коллег.

Если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живет этой детской жизнью, то он обязательно поймет, глубже поймет, как детям живется.

Дети должны уметь и любить мечтать, а мы, взрослые — учителя, воспитатели — должны уметь развивать в них способности мечтать. Мечта — колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее предстоит утверждать нашим детям.

И в заключение, хотелось бы сказать несколько слов о “Клятве учителя”, текст которой разработал Амонашвили. Поскольку будущие врачи, профессия которых так схожа с профессией учителя, по окончании института приносят “Клятву Гиппократа”, то и будущему учителю есть смысл принести клятву на верность служению благородному делу воспитания будущего поколения.

 

Монтессори (Montessori) Мария (31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона, — 6.5.1952, Нордвейк-ан-Зе, Нидерланды), итальянский педагог. Окончила в 1896 Римский университет (одна из первых женщин, получивших степень доктора медицины). Как ассистент психиатрической клиники университета вела работу с умственно отсталыми детьми; профессор антропологии и гигиены в Высшей женской школе (1900—08) и лектор педагогической антропологии в университете в Риме (1904—08). М. подвергла резкой критике традиционную школу за муштру и игнорирование естественных запросов ребёнка. Начальная школа, по М., должна быть лабораторией, дающей возможность изучать психическую жизнь детей. Разработала оригинальную систему сенсорного развития детей в специальных дошкольных учреждениях (т. н. домах ребёнка, открывавшихся ею и её последователями) и начальной школе. В теоретических работах и практической деятельности проводила идеи свободного воспитания.

С установлением в Италии фашистского режима эмигрировала за границу. Создавала щколы, работавшие по её системе, в США, Франции, Великобритании, Дании, Нидерландах, Индии и др., организовывала международные конгрессы, выступала против войны. После 2-й мировой войны 1939—45 вернулась в Италию.

Под педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей (начало внедрения в практику — 1906 г.), а также философия обучения в школах и детских садах. Педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребенка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приемов применительно к данному ребенку и данной ситуации. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому».

Монтессори, основательница одноименной педагогической системы, родилась в Италии и была первой итальянкой, окончившей в Италии университетский курс медицины с дипломом доктора. Монтессори происходила из буржуазной семьи, была верующей христианкой, много путешествовала. Была убежденной сторонницей борьбы за права женщин и за человеческие права каждого индивидуума в целом. Работая в психиатрическом отделении госпиталя Монтессори обратила внимание на так называемых "слабоумных" детей. В продолжение терапии она пришла к выводу, что эти дети вовсе не слабоумны, а лишь не получили никаких стимулов к развитию. Мария Монтессори разработала специальный учебный материал, чтобы стимулировать этих детей, который позже назвала "чувственным материалом". Через стимулирование чувственных ощущений детей удавалось пробудить любознательность детей и привлечь их внимание к педагогическому материалу. Результаты работы со "слабоумными" поражали, эти дети по многим параметрам превзошли "нормальных". Проанализировав полученный результат, Мария Монтессори переключилась на детей "нормальных" и в дальнейшем работала с ними. В 1907 Монтессори основала в одном из бедных районов Рима, Сан-Лоренцо, первый "Дом ребенка" (Casa dei Bambini). В этом доме уличные дети из низших слоев общества в течение короткого времени овладевали чтением, письмом и счетом.. Педагогика Монтессори часто характеризуются как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.

Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. По Монтессори эта радость учиться – одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т.д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.

Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случится, что ребенок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т.п. - и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.

Принципы педагогики Монтессори

По Марии Монтессори процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:

первая стадия детства (0 – 6 лет)

вторая стадия детства (6 – 12 лет)

юность (12 – 18 лет).

Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития.

Фаза первой стадии детства (0 – 6 лет) – важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребенка. Монтессори понимает первые шесть лет жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребенка. В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребенок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.

Вторую стадию детства Монтессори определяет как фазу лабильности. В ходе своего развития ребенок проходит так называемые "чувствительные" или "сенситивные" периоды. В такие периоды ребенок особенно чувствителен к определенным возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение такой фазы ребенок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям – он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин "нормализация".

Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одна из важнейших фаз чувствительности каждого ребенка это фаза "усовершенствование чувств". Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учебы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена. Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребенка. Так, ее математический материал позволяет ребенку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.

Подготовленная среда – важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребенка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребенка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребенка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность, самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребенка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

С момента своего рождения ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии. В этом процессе взрослый может стать союзником ребенка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори – это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом "Помоги мне сделать самому". Процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок – сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. Поскольку каждый ребенок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребенка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребенку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование, что-то определенное делать, но требование, чего-то определенного не делать, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает по крайней мере из того тезиса, что родители – не творцы ребенка, что ребенок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители – помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как "помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения". Этим она формулирует свое четкое "нет" всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям. Монтессори ожидает от взрослого, напротив, "внутренней перефокусировки", ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке и его будущем.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 321. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.005 сек.) русская версия | украинская версия