Фреймовые модели представления знаний. Классификация фреймов
Термин фрейм (от англ. frame – рамка, каркас) предложен Марвином Минским, одним из пионеров ИИ, в 70-е годы для обозначения структуры знаний для восприятия пространственных сцен. Эта модель, как и семантическая сеть, имеет глубокое психологическое обоснование. Фрейм – это абстрактный образ для представления некоего стереотипа восприятия. Отправным моментом для данной теории служит тот факт, что человек, пытаясь познать новую для себя ситуацию или по-новому взглянуть на уже привычные вещи, выбирает из своей памяти некоторую структуру данных (образ), называемую нами фреймом, с таким расчетом, чтобы путем изменения в ней отдельных деталей сделать ее пригодной для понимания более широкого класса явлений или процессов. Фрейм является структурой данных для представления стереотипной ситуации. С каждым фреймом ассоциирована информация разных видов. Одна ее часть указывает, каким образом следует использовать данный фрейм, другая - что предположительно может повлечь за собой его выполнение, третья - что следует предпринять, если эти ожидания не подтвердятся. Фрейм можно представлять себе в виде сети, состоящей из узлов и связей между ними. "Верхние уровни" фрейма четко определены, поскольку образованы такими понятиями, которые всегда справедливы по отношению к предполагаемой ситуации. На более низких уровнях имеется много особых вершин-терминалов или "ячеек", которые должны быть заполнены характерными примерами или данными. Фреймы: · фреймы-образцы, или прототипы (протофреймы), хранящиеся в базе знаний; · фреймы-экземпляры, которые создаются для отображения реальных фактических ситуаций на основе поступающих данных. Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить все многообразие знаний о мире через: · фреймы-структуры, использующиеся для обозначения объектов и понятий (заем, залог, вексель); · фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент); · фреймы-сценарии (банкротство, собрание, празднование именин); · фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства). Фрейм-прототип - фрейм, в котором значения слотов не определены. Во фреймовых моделях фиксируется жесткая структура информационных единиц, которая называется фреймом-прототипом. В общем виде она выглядит следующим образом: (Имя фрейма: Имя слота 1 (значение слота 1); Имя слота 2 (значение слота 2); ... Имя слота К (значение слота К) ) Ту же запись можно представить в виде таблицы, дополнив ее двумя столбцами.
Основное преимущество фреймов как модели представления знаний – эта модель отражает концептуальную основу организации памяти человека, а также ее гибкость и наглядность. Специальные языки представления фреймов: FRL (Frame Representation Language), KRL (Knowledge Representation Language), фреймовая «оболочка» Карра, широко известны фрейм-ориентированные ЭС ANALYST, МОДИС, TRISTAN, ALTERID и др.
|