Фреймовые модели представления знаний. Конкретизация фрейма, связи между фреймами
Термин фрейм (от англ. frame – рамка, каркас) предложен Марвином Минским, одним из пионеров ИИ, в 70-е годы для обозначения структуры знаний для восприятия пространственных сцен. Эта модель, как и семантическая сеть, имеет глубокое психологическое обоснование. Фрейм – это абстрактный образ для представления некоего стереотипа восприятия. Отправным моментом для данной теории служит тот факт, что человек, пытаясь познать новую для себя ситуацию или по-новому взглянуть на уже привычные вещи, выбирает из своей памяти некоторую структуру данных (образ), называемую нами фреймом, с таким расчетом, чтобы путем изменения в ней отдельных деталей сделать ее пригодной для понимания более широкого класса явлений или процессов. Фрейм является структурой данных для представления стереотипной ситуации. С каждым фреймом ассоциирована информация разных видов. Одна ее часть указывает, каким образом следует использовать данный фрейм, другая - что предположительно может повлечь за собой его выполнение, третья - что следует предпринять, если эти ожидания не подтвердятся. Фрейм можно представлять себе в виде сети, состоящей из узлов и связей между ними. "Верхние уровни" фрейма четко определены, поскольку образованы такими понятиями, которые всегда справедливы по отношению к предполагаемой ситуации. На более низких уровнях имеется много особых вершин-терминалов или "ячеек", которые должны быть заполнены характерными примерами или данными. Фреймы: · фреймы-образцы, или прототипы (протофреймы), хранящиеся в базе знаний; · фреймы-экземпляры, которые создаются для отображения реальных фактических ситуаций на основе поступающих данных. Во фреймовых моделях фиксируется жесткая структура информационных единиц, которая называется фреймом-прототипом (протофреймом). В общем виде она выглядит следующим образом: (Имя фрейма: Имя слота 1 (значение слота 1); Имя слота 2 (значение слота 2); ... Имя слота К (значение слота К) ) При конкретизации фрейма ему и слотам присваивают конкретные имена и происходит заполнение слотов. Из протофреймов получаются фреймы-экземпляры. Экземпляр фрейма - фрейм, в котором определены значения слотов. Переход от исходного протофрейма к фрейму-экземпляру может быть многошаговым, за счет постепенного уточнения значений слотов. Значением слота может быть: · числа или математические соотношения; · тексты на естественном языке; · программы; · правила вывода; · ссылки на другие слоты данного фрейма или других фреймов; · набор слотов более низкого уровня – реализация принципа «матрешки».
Если в качестве значения слота выступает имя другого фрейма, то образуются сети фреймов.
Существует несколько способов получения слотом значений во фрейме-экземпляре: · по умолчанию от фрейма-образца (Default-значение); · через наследование свойств от фрейма, указанного в слоте АКО; · по формуле, указанной в слоте; · через присоединенную процедуру; · явно из диалога с пользователем; · из базы данных. Пример: Протофрейм (фрейм-прототип): (Список студентов: Фамилия (значение слота 1); Год рождения (значение слота 2); Специальность (значение слота 3); Средний балл (значение слота 4) ) Фрейм-экземпляр: (Список студентов: Фамилия (Иванов-Петров-Сидоров) Год рождения (1980-1981-1982) Специальность (ОЗИ-САПР-ПО) Средний балл (4-4-5) ) Связи между фреймами могут задаваться значениями специального слота с именем «Связь». Важнейшее свойство теории фреймов – заимствование из теории семантических сетей наследования свойств. И во фреймах и в семантических сетях наследование происходит по AKO-связям (A-Kind-Of = это). Слот AKO указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуются, то есть переносятся, значения аналогичных слотов. Пример: В сети фреймов понятие «ученик» наследует свойства фреймов «ребенок» и «человек», которые находятся на более высоком уровне иерархии.
Основное преимущество фреймов как модели представления знаний – эта модель отражает концептуальную основу организации памяти человека, а также ее гибкость и наглядность. Специальные языки представления фреймов: · FRL (Frame Representation Language), · KRL (Knowledge Representation Language), · фреймовая «оболочка» Карра широко известны фрейм-ориентированные ЭС ANALYST, МОДИС, TRISTAN, ALTERID и др.
|