Возникновение теории поведения человека. Обычаи и нравы
На ранних стадиях существования человечества людям за выживание приходилось приспосабливаться и окружающей среде (климат. условия, друг к другу), тем самым формировались и закреплялись определенные формы отношений, исторически сложившаяся в установке нормы поведения соблюдаются в силу установившихся обычаях, привычек и традиций. Обычай – правила обществ. поведения, соблюдающиеся в силу установившейся привычке. - принятый порядок, общий образ действий. Привычки – сложившиеся способы поведения, выполнение которых становятся потребностью. Сущность традиции составляет механизм передачи, хранения, воспроизводства и закрепления опыта, способ реализации обществ. отношений, поддерживаемый самой общественного мнения, массовых привычек и убеждения. Т.е обычаи, привычки, традиции, обряды, ритуалы являются нормой поведения людей в различных жизненных ситуациях. С обычаями и традициями связаны нравы(-это формы поведения людей, кот. Могут быть подвергнуты этической оценки). В основе таких оценок лежит понимание добра и зла, справедливость и несправедливость.
14.Античные мыслители – первые теоретики поведения. Первые теоретические подходы к определению сущности поведения человека содержатся в работах древнегреческих мыслителей и называется античное направление, представителями этого направления являются Сократ (399 – 470 до н.э.) – его ведущим воззрением была абсолютизация знаний, которые должны помочь человеку овладеть искусством жить. По его мнению только незнание порождает у людей негативные поступки. Платон (348 – 428 до н.э.) – по его мнению самая лучшая победа для человека это:покорить самого себя;благо то, что существует ради него самого; индивидуальное должно быть подчинено всеобщему; ила человека не в обособленности, а в причастности к коллективу; сила коллектива в организованности. Аристотель (322 – 384 до н.э.) – рассматривая сущность поведения людей, он исходил «человек по своей природе животное и политическое существо..». Склад души, по его мнению, выражается в привычках поведения, а добродетель есть умение избирать настоящий поступок. Благо считает Аристотель, везде и повсюду, и зависит от двух условий, первое, правильно установленной цели, для всякого рода деятельности и второе, отыскание соответствующих средств для достижения этих целей. Таким образом, античные мыслители явились первыми теоретиками поведения, а многие высказывания явились основой в поведении и актуальны и сейчас.
|