Организация и методы исследований в социальной работе
Исследования в социальной работе – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для использования в практике социальной работы либо для совершенствования и развития социальной работы как науки. Исследование включает в себя несколько сменяющих друг друга организационно автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапов: 1. Методологическую и методическую подготовку исследования; 2. Сбор первичной социальной информации (полученные в ходе исследования необобщенные сведения различной формы: ответы на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в ходе наблюдения и т.д.); 3. Подготовку собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4. Математический и содержательный анализ обработанной информации; подготовку отчета, формулирование выводов и рекомендаций. Любое исследование, претендующее на целостность и законченность, содержит вышеперечисленные этапы. Вместе с тем, единой унифицированной формы анализа для изучения объектов любой сложности, не существует. Конкретный вид исследования обусловлен характером поставленной в нем цели и выдвинутых задач. В качестве методов исследований в социальной работе, как правило, используются: опрос, наблюдение, анализ документов и социальный эксперимент. Опрос – это метод получения социальной информации в процессе общения исследователя с представителями исследуемой общности. Выделяются такие формы опроса, как анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос и социометрический опрос. Анкетирование – способ получения информации в процессе опосредованного общения исследователя и респондента. Интервьюирование – метод получения информации в процессе непосредственного общения с респондентом. Экспертный опрос – метод получения информации в процессе общения с компетентными по обсуждаемой теме лицами (экспертами). Он может проводиться как в форме интервью, так и виде анкетирования. Социометрический опрос – метод получения информации о внутригрупповых процессах (групповой динамике) путем опроса членов малой группы о взаимных предпочтениях. Наблюдение – метод сбора социальной информации путем регистрации особенностей специально организованного и целенаправленного восприятия каких-либо социальных явлений и процессов (взаимоотношений людей, поведенческих актов, трудовых или иных действий и т.д.). Анализ документов – метод сбора социальной информации, зафиксированной в различных документах. Под документами понимается любая фиксированная информация: в письменной форме, в виде аудио или визуальных. Различают качественный (классический) и количественный (контент-анализ) анализ документов. Социальный эксперимент – метод сбора социальной информации при помощи специально организованной социальной ситуации.
25. Профессионально – этические основы социальной работы. Социальная работа – вид профессиональной деятельности, спецификой которой является практика помощи и поддержки социально уязвимых слоев населения, а основополагающими принципами – принцип соблюдения прав человека и социальной справедливости. Этика социальной работы базируется на моральных нормах (от лат. norma – правило, образец), выступающих в качестве результатов профессиональной деятельности, и ценностях, лежащих в ее основе. В зависимости от того, насколько специалист глубоко понимает ценностный смысл профессии, зависит его отношение к выполняемой конкретной работе и своей профессии. Социальная работа (профессия, оказывающая влияние на судьбу и благополучия отдельных людей) предъявляет особые требования к качествам личности специалиста, его ценностным ориентациям. Совершенно очевидно, что никому не хотелось бы стать клиентом специального работника, высшее ценности для которого – деньги и власть. Такого рода «специалист» нанесет ущерб и своим клиентам, и процессии, и обществу в целом. Кроме этого специальный работник, наверно расставлявший ценностные акценты в своей деятельности, может в качестве высшей ценностные акценты в своей деятельности, и в меньшей степени – ее конечный результат, может в следствии этого не понимать смысл своей работы. Например, социальный работник может думать, что смысл и цель социальной работы заключается в помощи человеку и затрудниться ответить на вопрос, зачем это делать. Этика социальной работы призвана расставить акценты на требованиях, которые предъявляются к специалисту в данной области, а именно: – служение интересам клиента («польза») – служение интересам общества («благо») – служение интересам профессии («авторитет») Т. о. решая проблемы клиентов, социальный работник приносит им пользу, а польза – в адрес конкретных людей – создает общественное благо. Такое понимание своей деятельности, безусловно, поднимает авторитет и престиж данной профессии. Основными категориями этики социальной работы является: этические отношения, возникает в ходе профессиональной деятельности; этическое сознание специалиста; этические действия работника в ходе выполнения своих обязанностей и профессиональный долг, смысл которого раскрывается в «Деонтологии социальной работы». В качестве положительной мотивации деятельности социального работника следует рассматривать: – желание быть полезным людям; – желание защищать слабых; – желание радоваться благополучию клиентов; – желание гордиться его успехам. Данная мотивация характера для специалиста, в создании которого сформировано понятие профессионального долга, выступающего в виде обязанностей, соблюдение которых является не внешней, а внутренней потребностью. Глубокое понимание социального содержания и последствия профессиональной деятельности является профессиональным долгом специалиста, и этот принцип определяет отношения специального работника с обществом и государством. Социальная работа – одна из профессий, которые влияют на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением, поэтому социальный работник должен быть примером гуманитарного отношения к людям, самоотверженности, доброты, и милосердия, честности и справедливости. Проводя в жизнь нормы гуманности и справедливости, социальный работник выполняет долг перед профессией. Долгом перед клиентом является содействия более полной его самореализацией, а не только оказание мелкой конкретной услуги. Работа с клиентом требует от социального работника: нравственных и душевных качеств как честность, совесть, справедливость, тактичность, терпимость, выдержка, самообладание, доброта, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия (сопереживание), творческое мышление и т.д… Моральные качества, которых требует профессия, исчезают за пределами учреждений социальной защиты, проявляются в поведении и действиях в любых ситуациях, поэтому формируют мнение об облике социального работника. Необходимость выработки эталона поведения и облика специалиста послужила основанием для создания профессиональных кодексов. Прогресс – этический кодекс социального работника представляет собой свод нравственных принципов, норм и привил поведения, принятых союзом профессиональных работников и в дальнейшем служащих стандартом отношений в профессиональной деятельности. Этические принципы представлены в кодексе в разделах, которые определяют поведение социального работника и исследование своих обязанностей перед клиентом, учреждением социальной защиты, коллегами по работе, прогрессией и обществом в целом. Таким образом, профессионально–этический кодекс социального работника является более гибкой системой контроля социальной работы, затрагивающей ее профессиональную сущность. Знание этических стандартов профессии позволяет социальному работнику определить свою профессиональную пригодность, действовать в направлении общей системы ценностей, постоянно повышать не только свой нравственный уровень, но и моральный авторитет всей системы социальной работы, а также гарантировать этическую чистоту профессии.
|