Судебники 1497 и 1550 гг
Судебник 1497 г. («Великокняжеский судебник») был издан в период правления князя Ивана III и основывался на предшествующем законодательстве (Русской Правде, Псковской Судной грамоте и т.д.), судебных решениях и судебной практике. Великокняжеский судебник состоял из трех частей, включавших 68 статей: · первая часть (ст. 1—36) — о суде центральном; · вторая часть (ст. 37—44) — о суде провинциальном (наместничьем); · третья часть (ст. 45—55 и 67—68) — материальное право. Судебник сохранил обвинительно-состязательную форму процесса, но только по делам о мелких преступлениях и имущественных спорах. Эта форма стала совершенной: в суде велся протокол (судный список), осуществляющий вызовы в суд, а судебные решения оформлялись документально. Вводилось понятие исковой давности (например, подавать иск о земле можно было только в течение трех лет). Материальное право, по Судебнику, регулировало вещные, наследственные права, договора, статус крестьян. Судебник 1497 г. положил начало закрепощению крестьян, введя порядок перехода крестьян в Юрьев день и в течение недели до и после этого дня после оплаты пожилого. Появился новый источник холопства — городское ключничество (освобождение холоп мог получить в случае побега из татарского плена). Судебник расширил договорное право применением договора личного найма, купля-продажа должна была совершаться только при свидетелях. Также регулировалась новая сфера экономической деятельности — банкротство. По Судебнику выделялись два вида наследования: по закону и по завещанию. В уголовном праве под преступлением стало пониматься лихое дело, причинявшее ущерб государству и интересам господствующего класса. Вводились новые виды преступлений, такие как государственные — крамола (измена царю или государству), подым (призыв к восстанию), заговор, мятеж; преступления против суда, головная татьба (кража людей, приведшая к убийству) и т.д. Судебник вводил новые институты уголовного права: понятие «бесхитростных» деяний, противопоставляемых умышленным; рецидива (неоднократно совершенного преступления). Применялись смертная казнь за государственные преступления, убийство господина, повторную кражу и любое лихое дело и торговая казнь (битье кнутом на торгу) за повреждение межевых знаков на барской земле, за кражу. Осуществлялись и имущественные наказания: штрафы и возмещение убытков. Судебник 1550 г. («Царский судебник») был принят в 1 годы правления Ивана IV Грозного. Предпосылками его появления стали реформы Ивана Грозного и несовершенство Судебника 1497 г., так как в нем не были прописа ны нормы, регулирующие новые политические и социально- экономические процессы, происходившие в государстве. В нем запрещалась выдача тарханных (освобождающих от уплаты налогов) грамот. Появился принцип обратной силы закона. Был установлен порядок внесения дополнений в данный судебный акт. Устанавливались строгие уголовные наказания для судей за превышение должностных полномочий, несправедливые приговоры и за отказ в правосудии; четко регламентировалась деятельность выборных старост и целовальников в суде наместников, «судных мужей» в судопроизводстве. Расширился розыскной процесс, появился сословный принцип наказаний. Теперь и холопы стали привлекаться к ответственности. Был определены формы вины. Виды наказаний, по Судебнику 1550 г.: смертная казнь; торговая казнь (битье кнутом); устрашение и изоляция преступника (тюремное заключение); членовредительные наказания (урезание ушей, языка, клеймение); штрафы и денежные взыскания. Появляются новые составы преступлений: подлог судебных актов; мошенничество и др. Гражданско-правовые институты, по Судебнику 1550 г.: право выкупа вотчины; 0 новый порядок обращения в холопство; право собственности; договорное право; обязательственное право и т.д. Выросли роль центральных судебных органов и значение великокняжеского суда. Увеличилось число деяний, называемых преступными. Тяжесть наказания была поставлена в зависимость от социальной принадлежности потерпевшего. В судебном процессе различают две формы: судебный поединок — состязательный процесс при ведении гражданских и менее тяжких уголовных дел; розыскной процесс применялся в серьезных уголовных делах: государственных преступлениях, убийстве, разбое. Применялась новая процессуальная мера — повальный обыск — массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру «облихования». Приказы в качестве судебной инстанции становятся основной формой центрального суда. Судебные дела должны были решаться единогласно, а в случае отсутствия такового докладываться государю. Все более распростаняется практика суда «лучших людей». Появились вышестоящие суды: государь, Боярская дума и наместник с «боярским судом». Они были вправе пересмотреть решение нижестоящих судов (исключением был церковный суд). Контроль со стороны местного населения осуществляли дворский и староста. Судебник 1550 г. кроме кодификации выработал и закрепил принцип последующей систематизации нормативных актов.
16. Развитие права России в XVI в. – первой половине XVII в.
К важнейшим законодательным источникам, содержащим значительно число норм церковного права относится Стоглав 1551 г. Он является результатом законодательной деятельности Собора, созванного по инициативе правительства с целью проведения церковной реформы. Собор на котором председательствовал сам Иван 4 заседал с февраля по май 1551.Внутри господствовавшей церкви в это время появляется течение, выступавшие против церковного землевладения и «стяжательства». Это были так называем «нестяжатели» - противники церковного землевладения, возглавляемые Нилом Сорским. А против них выступали «иосифляне», возглавляемы Иосифом Волоцким. Правительство намеревалось добиться от собора согласия на секуляризацию церковных земель (обращение государством церковной собственности в светскую) и установление подсудности духовных лиц светскому суду. Но это было отклонено. Постановления собора провозгласили неприкосновенность церковного имущества, исключительную подсудность духовных лиц церковному суду, отменили жалованные грамоты, устанавливающие подсудность церковных лиц царю. Собор своим решением провел унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России. На Соборе были приняты нормы духовной жизни, повышающие моральный и образовательный уровень лиц духовного сословия. Сборник решений Собора был поделен на 100 глав и получил название - Стоглав. Его редакцию принято делить: пространную, среднюю и краткую Источники Стоглава: · Библия · церковный устав и др. богослужебные книги · кормчие (сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде) · различные канонические сборники Стоглав наряду с Номоканоном (византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI—VII веках и впоследствии дополненные) основным кодексом, определявшим жизнь представителей духовенства, их взаимоотношения с обществом и государством. Помимо церковного законодательства Стоглав содержал нормы относившиеся к сфере государственного, уголовного, семейного и гражданского права, обеспечивавшие услиленную защиту интересов духовного сословия. Домострой был составлен в окружении Ивана Грозного как сборник бытовых правил, но некоторые из них приобрели общеобязательный характер и позже были закреплены законодательно (Уложением 1649 г.). В частности, устанавливалась неограниченная власть главы семьи (ограничивалась запретом наносить жене побои тяжелыми предметами) и безусловное подчинение ему жены и детей.
|