Методология анализа: естественное право
Название школы «Физиократия» («фюсис» по-гречески означает «природа») говорит о том, что она стремится приблизить людей к природе, взяв за философскую основу естественное право. В основе мироздания, по мнению физиократов, лежит внутренний порядок, определяемый действием вечных и непреложных законов, установленных Богом: физических и моральных. Физический закон - это такой ход всех физических событий, который наиболее выгоден для человеческого рода. Моральный закон есть правило для каждого человеческого поступка, согласующееся с физическим законом и наиболее выгодное для человеческого рода. Вместе эти законы образуют естественный и наилучший возможный порядок вещей. С этим порядком должны сообразовываться как отдельные лица, так и правительства, если они желают, чтобы их практические меры достигали поставленной цели. Несоблюдение естественных законов влечет за собой наказание нарушителя (например, смерть от голода в результате недоедания, когда человек, таким образом, нарушает физический закон). Задача науки заключается в изучении и научном объяснении порядка, господствующего во Вселенной. Экономика - это наука о естественном порядке человеческих обществ. В человеческом обществе, помимо физических и моральных законов, действуют и так называемые положительные законы. Положительные законы - это принудительные правила, издаваемые верховной властью с целью установить порядок государственного управления, обеспечить соблюдение естественных законов и т.п. Управление заключается, таким образом, в установлении положительного порядка наиболее выгодного для людей, объединенных в общество под авторитетом верховной Власти. Идеал экономической деятельности - возможно большее увеличение наслаждения путем возможно большего уменьшения издержек (тягости). Таким образом, проблема оптимума была поставлена уже физиократами. Максимальное удовлетворение потребностей всех членов общества, как считают физиократы, будет иметь место (при условии преобладания совершенной конкуренции), если каждому будет позволено свободно действовать в своих эгоистических интересах. Поэтому самым главным требованием физиократии является Предоставление индивиду полной свободы действий: «laissez faire, laissez passer» (фр. «позволяйте делать, что хотят, позволяйте идти, куда хотят»). Таким образом, оптимум общественного благосостояния достигается в результате разрозненных, разнонаправленных эгоистических действий отдельных его членов.
|