Предмет и метод. Критикуя меркантилизм за его внимание к сфере обращения, Буагильбер противопоставлял ей сферу производства
Критикуя меркантилизм за его внимание к сфере обращения, Буагильбер противопоставлял ей сферу производства, ссылаясь на министра финансов Генриха IV Сюлли, говорившего: «Земледе лие и скотоводство... вполне заменяют рудники Перу». В методологии Буагильбер использовал концепцию «естествен ного порядка», под которым он подразумевал капитализм. Фео дальные же порядки он считал «неестественными». «Чтобы удов летворить все потребности государства и вернуть всему народу древнее изобилие, — писал он, — не нужно никаких чудес, дос таточно перестать совершать насилие над природой». Кроме того, у Буагильбера высказана идея, получившая затем дальнейшее раз витие у А. Смита под названием «невидимая рука». Он писал, что «все поддерживают... богатство исключительно во имя собствен ных интересов и создают тем самым, хотя это то, о чем они меньше всего заботятся, всеобщее благо». Основные теоретические положения француза можно представить в исследовании следующих категорий. 1. Богатство. П о мнению Буагильбера, — это такие» жизненно необходимые предметы, как пища и одежда, без чего никто не может быть. Только их надо почитать богатством». 2. Стоимость и цена. При отмене феодальных регламентаций рынка за которые выступал Буагельбер, все товары "должны находится постоянно в равновесии и сохранять цену пропорционально отношениям между ними и соответственно затратам, которые необходимы для их производства». Таким образом, Буагильбер независимо от английских экономистов, о работах которых o н не знал, приходит к понятию трудовой стоимости, а также при приближается к понятию экономического равновесия. "Оптимальная" цена должна удовлетворять четыре требования: 1) окупать издержки; 2)приносить прибыль для возобновления производства или торговли; 3) Соответствовать платежеспособному спросу; 4) быть такой, что бы деньги не превращались в объект преклонения. 3. Деньги. В противовес меркантилистам Буагильбер указывал что деньги — не богатство, а только средство обращения. Он писал: «Совершенно несомненно, что сами по себе они не являются благом, и их количество не увеличивает изобилия страны, лишь бы их количество было достаточно для поддержания цен, сложившихся на средства существования». Чтобы деньги не превращались в фетиш для человека (а деньги в то время – это золото и серебро), Буагильбер предлагал довольно наивный шаг, а именно, замену денег из драгоценных металлов бумажными деньгами, которым никто не будет поклоняться. Другим представителем классической политэкономии во Франции стал финансист и конкурент Лоу, ирландец по происхождению Ричард Кантильон (1680—1734), написавший на рубеже 1720—30-х гг. работу «Исследование о природе торговли», которая была опубликована уже после его смерти в 1755 г.
|