Охарактеризовать политико-философские учения Платона и Аристотеля
Платон (427–347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов. Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона “Государство” и “Законы”. В диалоге “Государство” идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Он делит всех граждан Го на 3 сословия:1) мудрецы, управляющие государством; 2)стражи, охраняющие его;3)торговцы и ремесленники. Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость”. Основное внимание здесь уделяется Проблемам воспитания и образа жизни граждан., Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. Отмена ч/с для 2ого сословия. Прообразом идеального государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта, точнее, сохранявшиеся там патриархальные отношения – организация жизни господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собственности, группового брака и др. Характеризуя извращенные формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом. Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанский тип государства, или тимократия (от “тиме” – честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.Олигархия – появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.Победа бедняков приводит к установлению демократии – власти народа. Чрезмерная свобода– чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых. Политические идеи Платона: 1.государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;2.залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;3.сословие стражей должно защищать государство;4.землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;5.переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству. Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, – Стагирит).Учитель А.Македонского. Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей, или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизики. Политико-правовые взгляды Аристотель изложил в трактатах «Политика» Цель Го - благая жизнь всех его членов. Для этого граждане д.б. добродетельными. Само Го образуется из природного влечения людей к общению. Частная собственность коренится в семейственности человека. Рабство этически оправдано. Ведь рабу не свойственна рассудительность. Раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу. Человек - политическое животное. Каждое его действие направлено на достижение Блага. В своих поступка человек должен руководствоваться принципом «золотой середины». Справедливость разделял на 2 формы: 1 всеобщую, установленную законом; 2)частную, которая касается раздела или обмена имуществом. Аристотель выделял 6 видов государственного устройства: 1. правильные - монархия, аристократия и полития 2. неправильные - тирания, олигархия и демократия. Государственный идеал Аристотеля – полития (смешанная форма из положительного от олигархиии демократии). Также обосновал идею верховенства закона: равенства граждан перед законом в сфере имущественных отношений (в “Этике” Аристотеля)
|