Охарактеризовать и определить специфику политических учений эпохи просвещения
В XVIII в. во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. В этот период верят в возможности человеческого разума и в осуществление человеческого разума в социальной жизни. В это время во Франции формируются два течения политико-правовой мысли. Это: 1) Просветители – Вольтер, Руссо, Монтескье. Идеал – царство разума, верховенство закона, и обеспечение через него свободу индивидам. Критиковали монархию, выход для Руссо – республика, для Вольтера и Монтескье – конституционная монархия. 2) Представители коммунистической политико-правовой мысли (Мелье, Морелли и Бабеф). Для них идеалом былкоммунизм — строй, который соответствует природе человека и который основан на принципах всеобщей обязательности труда и общественной собственности. Вольтер:Основные работы:«Философские письма», «Метафизический трактат», «Комментарий к "Духу законов"». Он критиковал сословное устройство феодальных монархий, обосновывал принципы гуманизма, веротерпимости и свободы.По его мнению, источником социальных бедствий являются суеверия, предрассудки и невежество, насаждаемые католической церковью, которые можно преодолеть только с помощью разума. Вольтер обращался к концепции естественного права. Свобода - свобода личности (свобода слова, совести, печати). Подлинная свобода возникает тогда, когда люди не зависят друг от друга (отсутствие сословной зависимости). Из всех зависимостей Вольтер признавал только зависимость от закона. Равенство - это равенство всех граждан перед законом. Вольтер предлагал ликвидировать сословность, аристократию заменить чиновно бюрократическим аппаратом, изменить систему судопроизводства. Вольтер - сторонник просвещенной монархии. Идеальный правитель - монарх-философ, к-й правит согласно принципам нравственности и разума. Монтескье: 1) разработка принципа разделения властей, как условие свободы. 2)идея влияния окружающей среды на политическую жизнь общества, к-я называется «поиски духов закона». Законы разных Государств отличаются друг от друга, что связано со специфическими, соц., и природными условиями существования общества. И одновременно они имеют нечто общее, что и называет Монтескье ДУХОМ ЗАКОНА. Люди изначально слабы и боязливы, и стремятся к равенству и миру с др. людьми. Объединение в общество и феномен власти делают человека сильным и уверенным. Учение получило название географическая среда. Он считал, что она играет решающую роль в жизни остальных народов и оказывает влияние на современные цивилизации. Выделяет 3 компонента: климат, почва, рельеф местности. Климат и почва влияют на образ правления, а рельеф на величину территории Государства. Руссо:Человек от природы добр и нравственен. Злым и жестоким человека делает общество, основанное на частной собственности. «Тот, кто огородил участок земли и сказал это мое – совершил преступление против человечества». Государство возникло в результате обмана хитрыми, богатыми – бедных. Они пообещали им равенство. Неравенство экономическое закреплялось политическим. Т.о. договор заключался вынужденно. Власть должна принадлежать народу, это единственная возможность организовать Го на принципах равенства и свободы. Государство должно быть выражением общей воли – выражение нации. Народ как суверен не связан никаким законом и имеет право на жизнь и смерть подданных. Т.о. Государство не защищает интересы индивида и может его принуждать к выполнению собственных целей. Выступал против идей народного представительства, все вопросы народ должен решать сам. Государство должно быть небольшим по размерам. Большое Государство является неуправляемым и может оказаться перед опасностью саморазрушения.
|