Охарактеризовать политические учения Голландии и Англии в XVII ст
Политическая мысль XVII в. представлена прежде всего именами трех выдающихся мыслителей того времени - голландца Гуго Гроция, англичан Томаса Гоббса и Джона Локка. Их взгляды во многом отражали проблемы политической борьбы кануна и проведения ранних буржуазных революций в Голландии и Англии. Они явились очень важной предпосылкой последующего бурного развития политической мысли эпохи Просвещения, внесли серьезный вклад в становление теорий естественного права и общественного договора. Решительно отвергая концепцию божественного происхождения королевской власти, они видели источник государственной власти в воле народов, в общественном договоре. Гуго Гроций. Для Гроция как одного из ранних представителей формировавшегося буржуазногомировоззрения интерес представляли теоретические обоснования нового правопонимания. Для того, чтобы придать юриспруденции “научную форму”, необходимо тщательно отделить то, “что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы. Поэтомуследует различать “естественную, неизменную часть” и “то, что имеет своим источником волю”.В соответствии с таким пониманием существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное.Естественное право определяется им как “предписание здравого разума”. Естественное правоэто и есть “право в собственном смысле слова”, и “оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные по отношению к ним обязанности”. Источником этого права является вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа. В разумной природе человека – разумная социальная общительность, способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. Возражая против представлений о том, что справедливость – это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия, Гроций стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием естественного права.Государство в учении Гроция–совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”. Государство является чисто человеческим установлением. Гроцияможно считать основоположником “теории общественного договора”. Государство выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых против сильных.Рассматривая формы правления, Гроций упоминает царскуювласть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т.д. Отрицая тиранию, Гроций отдавал предпочтение единоличной и аристократической формам правления.Гроций был противником мнения, что верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу. Он считал, что собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти.Такая же ориентация характерна и для учения о войне и мире. Он считал, что война не противоречит естественному праву, но различал войны справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические с целью покорения других народов и завладения чужим имуществом). В конечном счете, он подчеркивал, что все войны ведутся ради заключения мира. Томас Гоббс –англ философ и политолог, автор“Левиафана”.Учение о государстве и обществевытекает из понимания им человеческой природы. Гоббс был последователем философии Ф.Бекона. Гоббс разработал рационалистическую концепцию происхождения и сущности государства в основной работе “Левиафан”, а также в “Гражданине” и др. Опираясь на идеи естественного права и подход Гроция, он модернизировал понятие “общественный договор” как конкретный источник государственной организации людей. Естественному праву он противопоставляет естественный закон, понимаемый какобщее правило, запрещающее любому человеку делать пагубное для его жизни. Гоббс отмечал, что существует два основных состояния общества: естественное, негосударственное (здесь царит несвобода, вражда, ненависть, страх) и государственное, гражданское. Совершенствование человеческой природы, общества происходит только при государственной организации.Гоббс рассматривает государство в виде искусственного механизма. Человек – важнейший элемент системы.Государство – прежде всего институт, реализующий разумность человеческой природы, поэтому дело власти – приказывать, а гражданина – подчиняться. Государственная власть становится самосущей ценностью, свободной от любых посягательств по ее ограничению, ослаблению. В то же время Гоббс ставит и актуальную проблему политики – политическое отчуждение, ибо государство возникает в процессе отчуждения значительной части принадлежащих людям естественных прав и свобод. Гарант власти – монарх. Государство- результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа, ибо вне государства господство страстей, война, страх, варварство. Джон Локк –англ философ, автор кн “Два трактата о правлении”. Сформулировал основополагающие принципы буржуазной государственности, ее организации и идеологического обоснования, заложил теоретические основы системы буржуазного либерализма.Он выступал против феодальных и теологических теорий власти и права, против теократии и вмешательства государства в дела веры. Был заложен один из главных принципов политической теории и права – формальное понимание равенства, свободы, естественных прав человека независимо от социальной сущности всех политических институтов. Гуманистический подход к общественной жизни, праву и государственной власти у Локка выражен полно и абсолютно в принципе: “все люди по природе свободные, равные и независимые”.Теория общественного договора (или “теория согласия”) закладывает основу методологии Локка. Он четко отделяет государство от общества, признает ихсамостоятельность, выделяет политическую власть как особый феномен от других видов власти.ПоЛокку, естественное состояние не “война всех против всех” (как у Гоббса), оно имеет общественный и относительно упорядоченный характер, регулируется нормами естественного права. Локк называет его то “законом Бога”, то “законом природы».Локк провозглашает принцип закономерности и всеобщего равенства граждан. Личная собственность рассматривается им как основа, гарант свободы и независимости человека.Значительное внимание Локк уделяет проблеме контроля и ограничения государственной власти, гарантий от нарушений закона и соблюдения режима суверенитета личности.Типология государственных форм предлагается им на основе такого критерия, как субъект законодательной власти: самые достойные, их наследники или преемники (олигархия); одна персона (монархия); одна персона и его наследники (наследственная монархия); одно лицо пожизненно (выборная монархия); выборные должностные лица (демократия). Тирания – это осуществление власти независимо от права: “где кончается закон, начинается тирания”.
|