Охарактеризовать политико-философские учения Платона и Аристотеля. Общественно-политическая жизнь начала XIX вв
Общественно-политическая жизнь начала XIX вв. находилась под влиянием Великой французской революции. Утверждение и упрочение буржуазных порядков, особенно в таких странах, как Франция, Германия, Швейцария, Голландия стимулировало размежевание общественно-политических сил. Господствующей была буржуазная идеология либерализма (лат. liberalis – свободный), социальную базу которой составляли предприниматели, часть чиновничества, лица свободных профессий, профессура. Идеология и теория либерализма отталкиваются от двух основных тезисов: личные права и неприкосновенность личности, максимальное раскрытие творческого потенциала личности, что одновременно ведет к расцвету общества и государственной организации. вокруг них концентрируются другие ценности либерализма: рационалистические представления о праве, конкуренции, идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, народного представительства, самоуправления. Представители английского либерализма – Иеремия Бентам (1748-1832) и его ученики Дж.Стюарт Милль (1806-1873), Дж.Остин (1790-1859). представители французского либерализма – Бенджамин Констан (1767 – 1830), Алексис де Токвиль (1805-1859). Немецкий либерализм – Вильгельм фон Гумбольдт (1767 – 1835), Лоренц Штейн (1815 – 1890), Роберт Моль (1799 – 1875). Традиционализм (консерватизм) объединял дворянско-монархические круги, выступавшие за сохранение своих привилегий, феодальных отношений, реставрацию монархии. В этом учении нет определенно очерченного концептуального ядра. Здесь группируются идеи не только собственно консерватизма, но и традиционалисткие, религиозно -моралистские, позитивисткие. Среди представителей этого направления – в Германии – Людвиг фон Галлер (1768-1854), во Франции – Жозеф де Местр (1753-1821) и Луи де Бональд (1754 – 1840), Огюст Конт (1798 – 1857), в Англии – Жозеф де Местр (1754 – 1821). Традиционалисты утверждали, что общественный порядок – это результат длительной эволюции общества, установление стабильности, традиций, обычаев, предрассудков. Все это достижения предков и их надо хранить. «Ни одно поколение не имеет права подвергать насильственной ломке учреждения, созданные усилиями предшествующих поколений» (Э.Берк). Сила конституции, по мнению представителей данной школы, -в давности, в традициях. Социализм первоначально развивался в форме утопического социализма. В основе его идей лежали представления о справедливости, имевшие религиозные истоки, радикально понимаемые как идеи равенства, приоритета всеобщего труда, равного вознаграждения за труд. Наиболее видными представителями данного учения были Французы Анри де Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772 – 1837), англичанин Роберт Оуэн (1771-1858). Критику капитализма с социалистических позиций проводили: французский социалист Шарль Фурье (1772-1837), немецкие социал-демократы Фердинанд Лассаль (1825 – 1864). Оформление доктрины научного социализма произошло во второй половине XIX в. в виде политико –правовой доктрины Карла Маркса (1818 –1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895). Государство и право, по мнению марксистов, это надстроечные явления, которые опираются на базис (производственные отношения) и зависят от него. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм находит в экономическом развитии общества. В рассматриваемый период разнообразный спектр политико-правовых учений дополнило общественно – политическое учение анархизм (греч. – anarchia – безвластие), одним из крупных теоретиков которого был французский социалист – экономист ПьерЖозеф Прудон (1809 –1865). Духовным отцом либерализма на европейском континенте считают Бенджамина Констана. Он различал политическую свободу и свободу личную. Древние народы знали только политическую свободу, которая сводилась у них к праву участвовать в осуществлении политической власти. Свобода сегодняшних людей – это личная, гражданская свобода, которая предполагает независимость от власти, свободу слова, печати, совести, предпринимательства. Лишь закон, исходящий из легитимного источника и имеющий справедливые границы, может обеспечить личную свободу, -считал Б.Констан. но свобода основана на законе («подчинение закону – это обязанность, но и как всякая другая обязанность, не является абсолютной, она основывается на предположении, что закон исходит из легитимного источника и имеет справедливые границы»). Б.Констан осуждал любую форму государственного устройства, где нет гарантий индивидуальных свобод, разделения властей и общественного мнения. Его теория, изложенная в работе «Курс конституционной политики», длительное время была общепризнанной доктриной буржуазии. Эволюционируя, либерализм был вынужден признать положительные функции государства: всеобщее образование, здравоохранение, материальное обеспечение, ставшие основой неолиберализма.
|